13 Глава

3-я Царств 13

(Синодальный перевод)

1 И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Вефиль, в то время, как Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы совершить курение.

2 И произнес к жертвеннику слово Господне и сказал: жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот, родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе.

3 И дал в тот день знамение, сказав: вот знамение того, что это изрек Господь: вот, этот жертвенник распадется, и пепел, который на нем, рассыплется.

4 Когда царь услышал слово человека Божия, произнесенное к жертвеннику в Вефиле, то простер Иеровоам руку свою от жертвенника, говоря: возьмите его. И одеревенела рука его, которую он простер на него, и не мог он поворотить ее к себе.

5 И жертвенник распался, и пепел с жертвенника рассыпался, по знамению, которое дал человек Божий словом Господним.

6 И сказал царь [Иеровоам] человеку Божию: умилостиви лице Господа Бога твоего и помолись обо мне, чтобы рука моя могла поворотиться ко мне. И умилостивил человек Божий лице Господа, и рука царя поворотилась к нему и стала, как прежде.

7 И сказал царь человеку Божию: зайди со мною в дом и подкрепи себя пищею, и я дам тебе подарок.

8 Но человек Божий сказал царю: хотя бы ты давал мне полдома твоего, я не пойду с тобою и не буду есть хлеба и не буду пить воды в этом месте,

9 ибо так заповедано мне словом Господним: "не ешь там хлеба и не пей воды и не возвращайся тою дорогою, которою ты шел".

10 И пошел он другою дорогою и не пошел обратно тою дорогою, которою пришел в Вефиль.

11 В Вефиле жил один пророк-старец. Сын его пришел и рассказал ему все, что сделал сегодня человек Божий в Вефиле; и слова, какие он говорил царю, пересказали сыновья отцу своему.

12 И спросил их отец их: какою дорогою он пошел? И показали сыновья его, какою дорогою пошел человек Божий, приходивший из Иудеи.

13 И сказал он сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали ему осла, и он сел на него.

14 И поехал за человеком Божиим, и нашел его сидящего под дубом, и сказал ему: ты ли человек Божий, пришедший из Иудеи? И сказал тот: я.

15 И сказал ему: зайди ко мне в дом и поешь хлеба.

16 Тот сказал: я не могу возвратиться с тобою и пойти к тебе; не буду есть хлеба и не буду пить у тебя воды в сем месте,

17 ибо словом Господним сказано мне: "не ешь хлеба и не пей там воды и не возвращайся тою дорогою, которою ты шел".

18 И сказал он ему: и я пророк такой же, как ты, и Ангел говорил мне словом Господним, и сказал: "вороти его к себе в дом; пусть поест он хлеба и напьется воды". — Он солгал ему.

19 И тот воротился с ним, и поел хлеба в его доме, и напился воды.

20 Когда они еще сидели за столом, слово Господне было к пророку, воротившему его.

21 И произнес он к человеку Божию, пришедшему из Иудеи, и сказал: так говорит Господь: за то, что ты не повиновался устам Господа и не соблюл повеления, которое заповедал тебе Господь Бог твой,

22 но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал тебе: "не ешь хлеба и не пей воды", тело твое не войдет в гробницу отцов твоих.

23 После того, как тот поел хлеба и напился, он оседлал осла для пророка, которого он воротил.

24 И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела.

25 И вот, проходившие мимо люди увидели тело, брошенное на дороге, и льва, стоящего подле тела, и пошли и рассказали в городе, в котором жил пророк-старец.

26 Пророк, воротивший его с дороги, услышав это, сказал: это тот человек Божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву, который изломал его и умертвил его, по слову Господа, которое Он изрек ему.

27 И сказал сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали они.

28 Он отправился и нашел тело его, брошенное на дороге; осел же и лев стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла.

29 И поднял пророк тело человека Божия, и положил его на осла, и повез его обратно. И пошел пророк-старец в город свой, чтобы оплакать и похоронить его.

30 И положил тело его в своей гробнице и плакал по нем: увы, брат мой!

31 После погребения его он сказал сыновьям своим: когда я умру, похороните меня в гробнице, в которой погребен человек Божий; подле костей его положите кости мои;

32 ибо сбудется слово, которое он по повелению Господню произнес о жертвеннике в Вефиле и о всех капищах на высотах, в городах Самарийских.

33 И после сего события Иеровоам не сошел со своей худой дороги, но продолжал ставить из народа священников высот; кто хотел, того он посвящал, и тот становился священником высот.

34 Это вело дом Иеровоамов ко греху и к погибели и к истреблению его с лица земли.

Мелахим I 13

(Перевод Давида Иосифона с дополнением)

1 И вот, муж Эло’им пришел из Йеудеи по слову (дабар) ЯХВХ в Бэйт-Эйл (дом Єль), в то время как Яровам стоял на жертвеннике, чтобы совершить воскурение.

2 И призвал он на жертвенник слово (дабар) ЯХВХ, и провозгласил: жертвенник, жертвенник! Так возвестил ЯХВХ: вот, родится сын в доме Давидовом по имени Йошийау, и на тебе он зарежет жрецов капищ, совершающих на тебе воскурение, и человеческие кости сожгут на тебе. (Йошийау, Иосия: יֹאשִׁיָּה ЯХВХ подкрепляет)

3 И дал он в тот [же] день знамение, сказав: вот знамение того, что [это] изрек ЯХВХ: вот, жертвенник этот развалится, и рассыплется пепел, который на нем.

4 И было, когда царь услышал слово (дабар) мужа Эло’им, которое тот призывал на жертвенник в Бэйт-Эйле, то простер Яровъам с жертвенника руку свою, сказав: схватите его! И засохла рука его, которую он простер к нему, и не мог он повернуть ее к себе.

5 И развалился жертвенник, и рассыпался пепел с жертвенника по знамению, которое дал муж Эло’им, по слову (дабар) ЯХВХ.

6 И отозвался царь, и сказал: муж Эло’им умоли, прошу, ЯХВХ Эло’им твоего, и помолись обо мне, чтобы рука моя [могла] вернуться ко мне [снова могла двигаться]. И умолял муж Эло’им ЯХВХ, и рука царя вернулась к нему, и стала как прежде.

7 И сказал царь: муж Эло’им зайди со мною в дом и подкрепи себя пищею, и дам я тебе подарок.

8 Но муж Эло’им сказал царю: если бы ты давал мне [даже] полдома своего, я не пошел бы с тобою, и не ел бы хлеба, и не пил бы воды в этом месте.

9 Ибо так повелено мне словом (дабар) ЯХВХ , [и] сказано: "Не ешь хлеба и не пей [там] воды, и не возвращайся тем путем, которым ты шел".

10 И пошел он другим путем, и не пошел обратно тем путем, которым пришел он в Бэйт-Эйл.

11 И жил в Бэйт-Эйле один старый пророк (наби). И пришел сын его, и рассказал ему обо всем, что сделал в [тот] день муж Эло’им в Бэйт-Эйле; слова, которые тот говорил царю, они [сыновья] пересказали их отцу своему.

12 И сказал им отец их: какой дорогой он пошел? А сыновья видели, какой дорогой пошел муж Эло’им , что пришел из [колена] Йеуды.

13 И сказал он сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали они ему осла, и он сел на него,

14 И поехал он за мужем Эло’им, и нашел его сидящим под; теребинтом, и сказал ему: ты ли муж Эло’им, который пришел из Йеуды? И тот сказал: я.

15 И сказал он ему: иди со мною в дом [мой] и поешь хлеба.

16 Но тот сказал: не могу я возвратиться с тобою и пойти к тебе, и не буду есть хлеб, и не буду пить с тобой воду в месте этом,

17 Ибо [было] слово ко мне по слову (дабар) ЯХВХ: "Не ешь хлеба и не пей там воды, не ходи опять тем путем, который ты прошел".

18 И сказал тот ему: я тоже пророк, как ты, и приобретенный (малак) говорил мне словом (дабар) ЯХВХ, сказав: "Приведи его обратно с собою в дом твой, и пусть он поест хлеба и напьется воды". Он солгал ему.

19 И возвратился тот с ним, и поел хлеба в доме его, и напился воды.

20 И было, когда они сидели за столом, слово ЯХВХ было пророку, возвратившему его.

21 И воззвал он к мужу Эло’им, который пришел из Йеуды, сказав: так сказал ЯХВХ: "За то, что ты ослушался слова ЯХВХ и не исполнил повеления, которое повелел тебе ЯХВХ Эло’им твой,

22 А возвратился и ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал тебе: "Не ешь хлеба и не пей воды", - труп твой не войдет в гробницу (гебер гибра) отцов твоих".

23 И было, после того как тот поел хлеба и после того как тот напился, он оседлал для него осла, - для пророка (наби), которого он возвратил, -

24 И пошел тот, и встретил его лев на дороге, и умертвил его. И валялся труп его на дороге, - и осел стоял возле него, и лев стоял возле трупа.

25 И вот, проходившие мужчины увидели труп, валяющийся на дороге, и льва, стоящего у трупа, и пришли они, и рассказали в городе, где жил старый пророк.

26 И услышал (шма) пророк, который возвратил его с дороги, и сказал: это тот муж Эло’им, который ослушался слова ЯХВХ; и ЯХВХ предал его льву, который изломал его и умертвил его, по слову ЯХВХ, которое Он изрек ему [тому пророку].

27 И сказал сыновьям своим так: оседлайте мне осла. И оседлали они.

28 И отправился он, и нашел труп его валяющимся на дороге; а осел и лев стояли подле трупа; лев не съел трупа и не изломал осла.

29 И понес пророк труп мужа Эло’им, и положил его на осла, и повез его обратно. И пришел он в город старого пророка, чтобы оплакать и похоронить его.

30 И положил он труп его в свою гробницу (гебер гибра), и оплакивали его: увы, брат мой!

31 И было, после того как он похоронил его, сказал он сыновьям Своим так: когда я умру (мут), похороните меня в той же гробнице, где похоронен муж Эло’им, возле костей его положите кости мои.

32 Ибо сбудется слово, которое он по повелению ЯХВХ призвал на жертвенник, что в Бэйт-Эйле, и на все дома с жертвенниками, что в городах Шомеронских (Самарии).

33 После этих событий не свернул Йаровам со своего дурного пути, но продолжал ставить из среды [всех колен] народа (ам) жрецов капищ; того, кто хотел, он посвящал (мале: наполнял), и тот становился [одним] из жрецов капищ.

34 И было это во грех (хата’ах) дому Йаровама, - чтобы уничтожить и истребить [его] с лица земли.

Иосиф Флавий

Иудейские древности

5. Когда на восьмой месяц наступил праздник [Кущей], Иеровоам, желая отпраздновать его самостоятельно в Вифиле по образцу того, как проводили этот праздник два иерусалимских колена, воздвиг пред тельцом жертвенник и, взяв на себя обязанности первосвященника, вступил в сопровождении своих собственных иереев на ступени этого алтаря. Но в ту минуту, как Иеровоам собрался пред лицом своего народа принести жертвенные дары и совершить жертву всесожжения, к нему подошел присланный из Иерусалима самим Предвечным пророк, по имени Иадон, и обратился среди народа в присутствии царя со следующими словами к алтарю: «Так говорит Господь Бог: из рода Давидова выйдет человек, по имени Иосия, который принесет на тебе в жертву самозваных, в то время здесь собранных, священнослужителей и сожжет на тебе кости этих обманщиков народа, этих прельстителей и безбожников. А для того, чтобы эти здесь собравшиеся люди поверили истинности моего предсказания, я явлю им соответственное знамение: этот жертвенник немедленно обрушится и весь тук жертвенных приношений разольется по земле». Не успел пророк окончить своей речи, как Иеровоам в бешенстве владеть ею; она у него повисла как плеть и совершенно омертвела. Вместе с тем обрушился и жертвенник и, сообразно предсказанию пророка, все находившиеся на нем предметы упали на землю. Увидя, что этот человек говорит правду и обладает божественным даром прорицания, Иеровоам обратился к нему с просьбою умилостивить Всевышнего и исцелить ему руку. Пророк действительно стал молить Господа Бога исполнить эту просьбу царя, и когда последний убедился, что рука его начинает по-прежнему действовать, в великой радости пригласил пророка разделить с ним трапезу. Иадон, однако, возразил, что ему не разрешено навестить его, равно как запрещено принять в этом городе хлеб или воду. Это, сказал он, запретил ему Господь Бог, равно как запретил ему вернуться отсюда тою же самою дорогою, которою он пришел, а велел идти другим путем. Такой воздержности пророка царь очень удивился и вместе с тем очень испугался, предвидя на основании всего рассказанного крайне неблагоприятный исход своих собственных начинаний 536 .

Глава 9 1.

В городе [Вифиле] находился [в то время] гнусный старый лжепророк, которого Иеровоам очень почитал, потому что тот обманывал его такими предвещаниями, которые были приятны царю. Вследствие своей старческой немощи, этот человек почти не покидал уже своего ложа, и поэтому сыновья его рассказали ему о случае с прибывшим из Иерусалима пророком и о совершенных последним чудесах. Когда же дети его сообщили ему, как по просьбе Иеровоама у последнего вновь ожила рука, старик испугался, как бы чужой прорицатель не затмил его самого в глазах царя и не снискал бы себе большего, чем пользовался он сам, благоволения Иеровоама, и велел своим сыновьям немедленно оседлать осла и приготовить его ему для поездки. Сыновья поспешили исполнить это приказание, и затем старик сел на осла и направился вслед за пророком [Иадоном], которого наконец и настиг отдыхающим под огромным ветвистым и тенистым дубом. Приветствовав его сначала, он затем выразил ему упрек за то, что Иадон не зашел к нему и не воспользовался его гостеприимством. Когда же последний возразил, что Господь Бог запретил ему останавливаться у кого бы то ни было в этом городе, то старик заметил: «Но во всяком случае это запрещение Господне не относится ко мне и со мною ты мог бы разделить свою трапезу; ведь я такой же пророк, как и ты, и отличаюсь таким же, как и ты, богопочитанием. Теперь же я послан Предвечным с поручением пригласить тебя к себе разделить со мною трапезу». Иадон послушался этих лживых слов и вернулся назад. В то время, однако, пока они еще закусывали и благодушно разговаривали друг с другом. Господь Бог внезапно явился Иадону и объявил ему, лев, который растерзает его и лишит его таким образом погребения вблизи могил его предков. В этом, думается мне, следует видеть особенное решение Господа Бога, решение, в силу которого Иеровоам путем заведомо ложного сообщения был удержан от того, чтобы поверить словам Иадона. В то время как Иадон совершал обратное путешествие свое в Иерусалим, на него действительно напал лев и, сорвав его с осла, растерзал до смерти. При этом он не причинил ослу ни малейшего вреда, но лег возле него и тела умерщвленного пророка у дороги и стерег их до тех пор, пока несколько путешественников не увидали этого и, придя в город [Вифил], не сообщили об этом лжепророку. Последний поручил сыновьям своим доставить труп [Иадона] в город и устроил затем пышные похороны, причем распорядился, чтобы в случае, если он сам умрет, его похоронили бы рядом с Иадоном. Тут же старик сказал, что все предсказания Иадоном относительно судьбы города [Вифила], жертвенника, священнослужителей и лжепророков воистину исполнятся и что он сам после своей смерти лишь в том случае не подвергнется поруганию, если будет похоронен в одной с Иадоном могиле, так что нельзя будет различить их останков. Несмотря, однако, на то, что старик [торжественно] похоронил пророка [Иадона] и сделал в присутствии сыновей своих вышеуказанные распоряжения, он был настолько непорядочен и безбожен, что пришел к Иеровоаму и сказал ему: «Каким образом мог ты смутиться от слов безумца?» Когда же царь указал старику на случай с жертвенником и с его собственною рукою, видя в этом несомненный признак божественности Иадона и называя последнего поистине великим пророком, тогда старик злонамеренно начал оспаривать это убеждение царя и лживыми речами вызывать в нем сомнения в истинности божественной миссий Иадона. Дело в том, что старик постарался убедить Иеровоама, что рука последнего просто утомилась от поднимания большого количества частей жертвенных животных и поэтому вдруг перестала служить ему, затем же, после отдыха, вновь вернулась к прежнему своему состоянию и что алтарь, будучи сооружен недавно и отягченный массою больших жертвоприношений, вполне ее тественно поддался и обрушился под тяжестью последних. Вместе с тем он указал царю и на смерть того прорицателя, а именно, что он был растерзан львом: уже это одно достаточно показывает, что Иадон не был настоящим пророком 537 . Т а к и м и речами старику удалось окончательно убедить царя отвратить сердце от Господа Бога, от праведности и благочестия и склонить его к беззакониям. И Иеровоам зашел настолько далеко в презрении к Всевышнему и в своих беззакониях, что стал ежедневно придумывать все новые и более гадкие гнусности. Этого, впрочем, пока достаточно относительно Иеровоама (Ср. 3Цар 13 .10-34 ).