26 Глава*

26 Глава.mp3
26 Глава

1-я Царств 26 Синодальный текст перевода

1 Пришли Зифеи [с юга] к Саулу в Гиву и сказали: вот, Давид скрывается у нас на холме Гахила, что направо от Иесимона.

2 И встал Саул и спустился в пустыню Зиф, и с ним три тысячи отборных мужей Израильских, чтоб искать Давида в пустыне Зиф.

3 И расположился Саул на холме Гахила, что направо от Иесимона, при дороге; Давид же находился в пустыне и видел, что Саул шел за ним в пустыню;

4 и послал Давид соглядатаев и узнал, что Саул действительно пришел [из Кеиля].

5 И встал Давид [тайно] и пошел к месту, на котором Саул расположился станом, и увидел Давид место, где спал Саул и Авенир, сын Ниров, военачальник его. Саул же спал в шатре, а народ расположился вокруг него.

6 И обратился Давид и сказал Ахимелеху Хеттеянину и Авессе, сыну Саруину, брату Иоава, говоря: кто пойдет со мною к Саулу в стан? И отвечал Авесса: я пойду с тобою.

7 И пришел Давид с Авессою к людям [Сауловым] ночью; и вот, Саул лежит, спит в шатре, и копье его воткнуто в землю у изголовья его; Авенир же и народ лежат вокруг него.

8 Авесса сказал Давиду: предал Бог ныне врага твоего в руки твои; итак позволь, я пригвожду его копьем к земле одним ударом и не повторю удара.

9 Но Давид сказал Авессе: не убивай его; ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным?

10 И сказал Давид: жив Господь! пусть поразит его Господь, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня;

11 а возьми его копье, которое у изголовья его, и сосуд с водою, и пойдем к себе.

12 И взял Давид копье и сосуд с водою у изголовья Саула, и пошли они к себе; и никто не видел, и никто не знал, и никто не проснулся, но все спали, ибо сон от Господа напал на них.

13 И перешел Давид на другую сторону и стал на вершине горы вдали; большое расстояние было между ними.

14 И воззвал Давид к народу и Авениру, сыну Нирову, говоря: отвечай, Авенир. И отвечал Авенир и сказал: кто ты, что кричишь и беспокоишь царя?

15 И сказал Давид Авениру: не муж ли ты, и кто равен тебе в Израиле? Для чего же ты не бережешь господина твоего, царя? ибо приходил некто из народа, чтобы погубить царя, господина твоего.

16 Нехорошо ты это делаешь; жив Господь! вы достойны смерти за то, что не бережете господина вашего, помазанника Господня. Посмотри, где копье царя и сосуд с водою, что были у изголовья его?

17 И узнал Саул голос Давида и сказал: твой ли это голос, сын мой Давид? И сказал Давид: мой голос, господин мой, царь.

18 И сказал еще: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей?

19 И ныне пусть выслушает господин мой, царь, слова раба своего: если Господь возбудил тебя против меня, то да будет это от тебя благовонною жертвою; если же — сыны человеческие, то прокляты они пред Господом, ибо они изгнали меня ныне, чтобы не принадлежать мне к наследию Господа, говоря: "ступай, служи богам чужим".

20 Да не прольется же кровь моя на землю пред лицем Господа; ибо царь Израилев вышел искать одну блоху, как гоняются за куропаткою по горам.

21 И сказал Саул: согрешил я; возвратись, сын мой Давид, ибо я не буду больше делать тебе зла, потому что душа моя была дорога ныне в глазах твоих; безумно поступал я и очень много погрешал.

22 И отвечал Давид и сказал: вот копье царя; пусть один из отроков придет и возьмет его;

23 и да воздаст Господь каждому по правде его и по истине его, так как Господь предавал тебя в руки мои, но я не захотел поднять руки моей на помазанника Господня;

24 и пусть, как драгоценна была жизнь твоя ныне в глазах моих, так ценится моя жизнь в очах Господа, [и да покроет Он меня] и да избавит меня от всякой беды!

25 И сказал Саул Давиду: благословен ты, сын мой Давид; и дело сделаешь, и превозмочь превозможешь. И пошел Давид своим путем, а Саул возвратился в свое место.

Шемуэйл I 26 танах Йосифона

1 И пришли Зифеяне к Шаулу в Гиву, и сказали: ведь Давид скрывается на холме Хахила, что пред пустыней.

2 И встал Шаул, и спустился в пустыню Зиф, и с ним три тысячи отборных мужей Исраэйльских, чтобы искать Давида в пустыне Зиф.

3 И расположился Шаул станом на холме Хахила, который пред пусты нею, у дороги; а Давид находился в пустыне и увидел, что пришел Шаул за ним в пустыню.

4 И послал Давид соглядатаев, и узнал, что Шаул действительно пришел.

5 И встал Давид, и пошел к тому месту, где расположился станом Шаул; и увидел Давид то место, где лежал Шаул и Авнэйр, сын Нэйра, военачальник его. А Шаул лежал внутри круга, и народ разместился вокруг него.

6 И обратился Давид, и говорил Ахимэлэху, Хэйтийцу, и Авишаю, сыну Церуи, брату Йоава, сказав: кто спустится со мною к Шаулу в стан? И сказал Авишай: я спущусь с тобой.

И произошло в тот день жесточайшее сражение, и Авенир с людьми Израильскими был поражен слугами Давида. И были там три сына Саруи: Иоав, и Авесса, и Асаил. Асаил же был легок на ноги, как серна в поле. (2Цар.2:17,18)

Арам же родил Аминадава; Аминадав родил Наассона, князя сынов Иудиных; Наассон родил Салмона, Салмон родил Вооза; Вооз родил Овида, Овид родил Иессея; Иессей родил первенца своего Елиава, второго — Аминадава, третьего — Самму, четвертого — Нафанаила, пятого — Раддая, шестого — Оцема, седьмого — Давида. Сестры их: Саруия и Авигея. Сыновья Саруии: Авесса, Иоав и Азаил, трое. (1Пар.2:10-16)

Арам же родил Аминадава; Аминадав родил Наассона, князя сынов Иудиных; Наассон родил Салмона, Салмон родил Вооза; Вооз родил Овида, Овид родил Иессея; Иессей родил первенца своего Елиава, второго — Аминадава, третьего — Самму, четвертого — Нафанаила, пятого — Раддая, шестого — Оцема, седьмого — Давида. Сестры их: Саруия и Авигея. Сыновья Саруии: Авесса, Иоав и Азаил, трое. (1Пар.2:10-16)

7 И пришел Давид с Авишаем к тем людям ночью; и вот, Шаул лежит, спит внутри круга, и копье его воткнуто в землю у изголовья его; Авнэйр же и народ лежат вокруг него.

8 И сказал Авишай Давиду: предал Эло`им ныне врага твоего в руку твою; а теперь я приколю его копьем к земле сразу, и не повторю (удара).

9 Но Давид сказал Авишаю: не губи его, ибо кто может поднять руку на машиаха ЯХВХ и остаться ненаказанным?

10 И сказал Давид: (как) жив (chay) ЯХВХ, что лишь ЯХВХ поразит его, или придет день его и он умрет (mûth), или пойдет на войну и погибнет (sâphâh),

11 А мне не дай, ЯХВХ, поднять руку (yâd) мою на машиаха ЯХВХ. А теперь возьми-ка копье, которое у изголовья его, и (глиняную) флягу с водой, и пойдем себе.

12 И взял Давид копье и флягу с водой, что в изголовье Шаула, и ушли они; и никто не видел, и никто не знал, и никто не проснулся, ибо все спали, так как глубокий сон от ЯХВХ напал на них.

13 И перешел Давид на другую сторону, и стал вдали на вершине горы, так что между ними было большое расстояние.

14 И воззвал Давид к народу и к Авнэйру, сыну Нэйра, сказав: тебе отвечать, Авнэйр! И откликнулся Авнэйр, и сказал: кто ты, взывающий к царю (melek)?

15 И сказал Давид Авнэйру: ведь муж ты, и кто равен тебе в Исраэйлё? Отчего же ты не охранял царя, господина твоего? Ведь приходил один из народа погубить царя, господина ('âdôn) твоего.

16 Нехорошо, что ты так поступил; (как) жив ЯХВХ, вы заслужили смерть, за то что не охраняли господина вашего, машиаха ЯХВХ; и вот, смотри, где копье царя и фляга с водою, что (была) у изголовья его?

В тех книгах Библии, в которых хетты упоминаются в контексте царства Давидаи Соломона, речь, несомненно, идет о современных ему неохеттских государствах: хеттские жены царя Соломона (I Ц. 11:1) и кони, которых посылали Соломону «все цари хеттов и цари арамеев» (I Ц. 10:29; II Хр. 1:17; ср. II Ц. 7:6). Тот факт, что в дни Давида человек с характерным семитским именем Ахимелех назван хеттом (I Сам. 26:6), свидетельствует о таком же расширительном употреблении названия, что и в ассирийских и вавилонских документах (см. выше). Наряду с этим Библия упоминает хеттов как часть доизраильского населения Эрец-Исраэль

17 И узнал Саул голос Давида и сказал: твой ли это голос, сын мой Давид? И сказал Давид: мой голос, адон мой, царь.

18 И сказал еще: за что адон мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей?

19 И ныне пусть выслушает адон мой, царь, слова раба своего: если ЯХВХ возбудил тебя против меня, то да будет это от тебя благовонною жертвою; если же — сыны адама, то прокляты они пред ЯХВХ, ибо они изгнали меня ныне, чтобы не принадлежать мне к наследию ЯХВХ, говоря: "ступай, служи эло`им чужим".

20 Да не прольется же кровь моя на землю пред лицем ЯХВХ; ибо царь Израилев вышел искать одну блоху, как гоняются за куропаткою по горам.

21 И сказал Саул: согрешил (châṭâ‘) я; возвратись, сын мой Давид, ибо я не буду больше делать тебе зла, потому что душа моя была дорога ныне в глазах твоих; безумно поступал я и очень много погрешал.

22 И отвечал Давид и сказал: вот копье царя; пусть один из отроков придет и возьмет его;

23 и да воздаст ЯХВХ каждому по правде его и по истине его, так как ЯХВХ предавал тебя в руки мои, но я не захотел поднять руки моей на машиаха ЯХВХ;

24 и пусть, как драгоценна была жизнь твоя ныне в глазах моих, так ценится моя жизнь в очах ЯХВХ, [и да покроет Он меня] и да избавит меня от всякой беды!

25 И сказал Саул Давиду: благословен ты, сын мой Давид; и дело сделаешь, и превозмочь превозможешь. И пошел Давид своим путем, а Саул возвратился в свое место.

Иосиф Флавий "Иудейские Древности"

9. После этого несколько жителей Зифа явились к Саулу и заявили ему, что Давид опять находится в пределах их владений и что они могут, если царь желает оэомочь им в этом, поймать его. Тогда Саул выступил иротив Давида с тремя тысячами вооруженных и с наступлением ночи расположился лагерем в местности, носившей название Секелы 405 . Когда Давид узнал, что Саул идет на него, он выслал лазутчиков с поручением выведать, куда успел пройти Саул. Получив ответ, что Царь расположился на ночевку в Секеле, Давид спрятал своих воинов, а сам в сопровождении своего (от сестрыСаруи) племянника Ависея и хеттеянина Ахимелеха пробрался в лагерь Саула. Царь уже спал, и вокруг него спали воины его и полководец Авеннир. Однако Давид, узнавший ложе царя по копью, которое было воткнуто рядом с ним, ни сам не убил Саула, ни позволил сделать это собиравшемуся уже придушить его Ависею, мотивируя такое запрещение тем, что большой грех убивать поставленного самим Господом Богом царя, хотя бы это был даже очень гнусный человек (потому что Тот, Который даровал ему царскую власть, со временем успеет и наказать его). Ввиду таких соображений они воздержались от всяких насильственных действий, а в знак того, что, хотя им представлялась полная возможность убить Саула, они все-таки не сделали этого, они захватили его копье и флягу с водою, которая стояла около ложа Саула; затем они незаметно, так как все в стане спали глубоким сном, вышли из лагеря, несмотря на то что Давид имел возможность сделать с царем все, что угодно, так как к тому представлялся удобный случай, да и смелости было довольно у Давида. Перейдя затем на другую сторону ручья и взобравшись на вершину горы, откуда его голос мог бы быть слышен, Давид громко кликнул воинов Саула и полководца Авеннира по имени и разбудил этим всех от сна. Когда полководец услышал, что его зовут по имени, и спросил, кто зовет его, то получил в ответ: «Это — я, Давид, сын Иессея, ваш беглец. Но почему ты, занимающий столь важное и почетное место при царе, так небрежно исполняешь свои обязанности телохранителя и отчего тебе сон приятнее охраны царя и заботы о нем? Ведь то обстоятельство, что вы не заметили, как только что проникли в лагерь к царю вашему некоторые из врагов ваших, а за смертной казни. Поищи-ка копье царя и его флягу с водою, и ты увидишь, что за ужасная вещь случилась внутри вашего стана без того, чтобы вы ее заметили». Когда Саул узнал голос Давида, а также то, что он застиг его в глубоком сне и тем не менее, несмотря на отсутствие охраны, не только не умертвил его, но пощадил его, хотя имел полное право убить его, то воскликнул, что он отблагодарит Давида за это, и стал просить последнего не бояться его больше и смело возвращаться домой. Царь при этом сказал, что теперь он вполне убедился в том, что Давид любит его больше, чем любит себя он сам, потому что в то время, как он мог бы иметь его при себе и пользоваться неоднократными проявлениями к нему преданности, он прогнал от себя Давида, заставил его прожить столько времени в изгнании и в постоянном душевном волнении, без друзей и родственников, причем не только неоднократно был пощажен им, но даже обязан ему своею жизнью, хотя он, очевидно, мог его лишить ее. Давид в свою очередь просил прислать человека за копьем и флягою и сказал, что судьею в их взаимных отношениях будет сам Господь Бог, «Который знает, что я и сегодня не убил тебя».