Два года назад в этот же день, когда офигевшая супруга разбудила меня, не свет не заря, приглушенным восклицанием: «Они сделали это!», я с облегчением упал на подушку. Действительно стало как-то сразу легче – словно камень с души свалился. Я примерно двадцать лет до этого не мог понять, что творится в мире и что ждет русских в нём, а тогда (два года назад) в один момент мне всё стало понятно - наконец-то настоящая большая драка. Значит, выживем!
Потом, правда, было еще сто раз непонятно. Но, в целом, сейчас уже многое прояснилось. И дело не только в ситуации на ЛБС – тут я еще тот специалист, поэтому нет смысла это анализировать - тут дело в более глобальных вещах. Каков же более глобальный итог этих двух лет ? Далее - исключительно субъективная точка зрения.
Начну с наиболее очевидного. Западные «разводы» про демократии, про западный «прогрессизм», про цивилизационное лидерство запада, примат западных ценностных установок и т.п. всё меньше и меньше влияют на российское общество. У большей части нашего общества западные догматы (не только новомодные) вызывают уже стойкое отторжение, вплоть до отвращения. Да, есть еще те, кто судорожно цепляется за «мишуру» запада, но этим людям хоть кол на голове теши – дело просто в их патологической неспособности и/или страхе видеть даже то, что совершенно очевидно. Этому есть название – когнитивная слепота. Кто-то, кто еще как-то мог перестроиться - уже перестроился за эти два года, а эти слепцы - неизлечимы, поэтому у них путь один : глубже и глубже «уходить в подполье», где, в итоге, надеюсь, они тихо-мирно и сгниют.
Российская система управления (а в особенности - система управления ВС РФ) медленно, но верно меняет вектор. Нельзя сказать, что массам видны ощутимые изменения (они, зачастую, заметны лишь специалистам изнутри), но что действительно видно всем – вектор эволюции системы управления развернулся в сторону подъема страны, а не ее разрушения, как это было бесконечно долго до этого.
Этап истерик и бравурных лозунгов типа «убрать болонскую систему из образования!» постепенно сходит на нет и начинается реальная работа. Еще года два, и она действительно начнется (сарказм?).
Похоже, что российское общество приобрело определенный иммунитет к информационным войнам. Общество становится заметно взрослее. Меньше экзальтации. Но самое главное - приходит понимание того, что мещанские радости – это не что-то само собой разумеющееся, а, в определенном смысле, – дар, который временный, и надо уметь им наслаждаться и дорожить, но ни в коем случае не зацикливаться на нем.
Стратегическая ставка российской власти на сырьевую экономику (что я подслушал еще лет 15 назад) сыграла. 10-15 лет назад на фоне «вот у них есть айфон, а что может Россия?» это выглядело как самоубийство. Сегодня уже даже обывателю становится понятно – эту часть глобальной гибридной войны Россия пока выиграла.
Но это всё, условно, - достижения. А что должны были сделать за эти два года, хотели сделать (если хотели) и не смогли? Опять же, исключительно субъективно:
Мы до сих пор не понимаем, куда мы идем. Сегодня различные «секты» вокруг «русской идеи» предлагают что-то - как правило, полную чушь -, и пока ни одна из сект ничего системного, кроме "за всё хорошее, против всего плохого" предложить не смогла. Неужели у всех этих сект цель лишь в том, чтобы на модной теме своих мелких гешефтов нарубить? (сарказм) Или просто задача не решаема – невозможно сегодня предложить что-то радикально не западное, но и не южное, не ломая при этом политэкономическую конструкцию?
"Ломы", чиновники, агитпроп и другие, от которых сегодня многое зависит, поражены «синдромом сырского» (см. пост о проблеме Сырского). Напомню - если ты много лет пресмыкался, а потом тебе просто категорически необходимо показать себя субъектом, ты будешь "перегибать палку", и "наломаешь дров". Победит ли верхняя система управления эту «болтанку»? Думаю, что нет. Внешне спокойная, вдумчивая, напряженная и, при этом, рисковая и ответственная работа … это им не органично. Привыкли к другому. А поэтому и в информационном пространстве, и в системах управления сегодня творится, зачастую, просто черт знает, что. От экзальтированного турбопатриотизма с украинским синдромом -«Украина-не Россия!», фактически преобразованным в «Россия – не Запад!» - и ничего больше, до буквально публичного самолюбования свой якобы мудрой осторожностью. Бурлит субстанция! Но когда-то должна свариться ?
«Овёс за лошадью не ходит!». Однако эта «лошадь» всё еще считает, что овёс сам к ней придет. Это я про науку с образованием и про то, в каком они соотношении с государством. Наука и образование в этой метафоре – «овёс». Да, сегодня слов о необходимости развития науки образования говорится много и везде, «показухи показывается» предостаточно, неокрепшие ни образованием, ни опытом умы уже вдохновлены, но индикатором действительно изменения ситуации к лучшему (для нас) может быть только одно – очереди у дверей НИИ РАН и т.п. с требованием «Сделай!». И до тех пор, пока наука будет бегать за потенциальными заказчиками, а не наоборот – ничего не изменится. Но если это не изменится, то не выживет страна даже уже в среднесрочной перспективе, поскольку можно выиграть войну, можно выиграть на какое-то время экономику, можно даже выиграть битву за культурные ценности, но невозможно это всё удержать, если ты отстал от врага на два технологических уклада. А у нашего врага потенциал в этом еще очень высок.
Вот такое краткое субъективное видение того, что с нами происходит и что произошло за два года. А если в целом, то, честно говоря, два года назад аж дышать стало легче. Да, и я, и не только я, а, наверное, подавляющее большинство сегодня уже прекрасно понимает, что всё это быстро не закончится. Практически все понимают и то, что дальше будет еще сложнее. Но это сложнее будет для нас вчерашних. Для нас сегодняшних это будет уже намного легче и проще. И дай Бог не остановимся в развитии, и тогда то, с чем придется разбираться завтра, тоже не будет для нас слишком уж сложным. Разберемся! На авось не надеемся, поскольку уже поняли – и без «авося» умеем.
Замечу, нас 30 лет пытались приучить к тому, что мы сами ничего не умеем. А мы, как оказалось, всякому говну плохо обучаемы! 😊 Да?