Социализм, и уж тем более – коммунизм – прекрасен, как идея.
А капитализм, как идея – отвратителен.
Но проблема в том, что социализм не может выжить, в принципе. А капитализм косо-криво, через человеческую грязь и слабость, через мерзость и реки крови кое-как, но живет.
Почему нежизнеспособен социализм? А лишь потому, что он пытается опираться на то хорошее в человеке, которого в нем практически нет. Самопожертвование, высокие идеалы, альтруизм, творческий порыв, когда творчество – ради творчества, а не ради денег и т.п. И не просто опираться, а воспитывать это, создавать. Это примерно то, о чем говорят столпы христианства, когда говорят, что христианство – это путь человека от зверя к Богу, подразумевая под Богом не сиятельного дедушку на облаке, а именно то (вот ирония!), на чем пытался строить общество социализм, мечтая о коммунизме. Это про то, как человеку стать чем-то большим, чем жрать, ржать, срать и трахаться.
Да, безусловно, нельзя говорить о том, что высоких идеалов и принципов ни в ком нет. Есть! Однако проявление их, как правило, весьма редко, хотя на словах это разделяется многими. Скорее, раньше разделялось. Сейчас другой тренд - общечеловеческие ценности, суть которых описана выше : жрать , ржать, и далее по списку. Но еще большая проблема в том, что всегда «одна паршивая овца всё стадо портит». Если среди коллектива возвышенных и ориентированных на что-то великое людей затешется один умный подонок, то, в итоге, он загребет власть. И начнет загибать всех под свои «идеалы». А дальше исход понятен.
Чтобы построить социализм, необходима достаточно большая критическая масса людей, которые сознательно пожертвуют собой. Причем, отчетливо понимая, что этой жертвой воспользуются, в основном, те, которые радостно готовы прикарманить всё, до чего дотянутся их руки. И если не будет критической массы жертвователей, то всякого рода «Данко» превратятся, как правило, просто в жертв. В терпил. Помните, чем закончилась история с сердцем Данко?
Правда были и другие самопожертвователи. С фашами себя ассоциировали.
Привести массу к светлому будущему по пути, на котором ей придется преодолеть себя, прыгнув на две-три головы выше своего эволюционного максимума – задача невыполнимая… если за ручку вести. А вот если пинками гнать… то есть, например, еще и припугнуть хорошенько, то будут не то что прыгать - скакать будут, как угорелые! Правда, зачастую, с кастрюлями на голове.
Или лучше классическое – две "морковки": одна спереди, другая сзади. И вот, гляди-как, поскакали в нужную сторону!
Это поняли давно. Не удивлюсь, если еще при Хамураппи это понимали, а скорее всего – и раньше. Однако всегда старались это особо не афишировать. Но понимание того, что массу прельщать бессмысленно, а необходимо основательно её пинать - вот тогда хоть как-то можно дело сдвинуть с мертвой точки –, это понимание было всегда. Кнут и пряник.
А чем пинать?
Это тоже всегда хорошо понимали – экзистенциальными вызовами, как это сегодня модно называть. А по-простому – кровищей. «Лечебными кровопусканиями». Лечебными - в социальном смысле.
Кстати, коммунисты оказались в этом смысле чуть ли не самыми гуманными. Да, 37 год - притча во языцех, но те разборки, что они учинили в 37 и т.п. годах – это были разборки, как правило, в новоиспеченных элитах, еще не освоивших относительно цивилизованные средства борьбы за власть, и тут не надо никаких иллюзий, и соплей – борьба за власть всегда густо смазана кровью - даже в относительно цивилизованных формах. Ну а то, что творилось внизу - в массах – так это результат того, что массам дали возможность самим решать, кого казнить, а кого миловать. Или местные следователи, прокуроры и судьи с луны свалились? Нет! - кровь от крови, плоть от плоти этой массы! И как только массы поняли, что теперь можно еще и вот таким образом счеты друг с другом сводить – тут же начали друг на друга доносы строчить, аж ну! Коммунисты этому, конечно, в основном попустительствовали, но и удерживали иногда насколько это было возможно. Хотя …
… коммунист – это понятие весьма растяжимое. Сегодня уже мало кого можно удивить информацией о том, что, например, всякие бандеровцы и им подобные из кожи лезли вон, чтобы пролезть в компартию. И вот когда такая тварь от имени партии что-то творит, это партия плохая? В какой-то части - да, партия. Но …
… А была ли партия?
Когда-то может быть и была, но вдумайтесь ...
Гражданская война. Да, там были, в том числе, и идейные коммунисты, но их было драматически мало. Основная масса – совсем не за идею, а за хлеб - просто, чтобы с голоду не подохнуть. А чаще всего - просто закрутило в вихре войны.
После гражданской ее герои стали новыми коммунистами и начали хозяйничать в стране. Конечно же сразу началась жесточайшая внутрипартийная борьба. Причем борьба не вокруг идеи, а за власть. Да и какие там идеи коммунизма, когда надо выживать и уворачиваться от бывших «побратимов», у которых (так же как и у тебя) на именной шашке еще кровь гражданской не остыла, а именной маузер просто фактом своего присутствия взывает разбираться с противниками так, как разбирался с врагами в годы военной молодости? Об идеях сразу и забыли, а если кто еще помнил - разве лишь для того, чтобы на митингах поорать «Слава КПСС!», да торжественный тост произнести по советским праздникам. Редкие исключения были конечно, но они ни на что не влияли, ни уже, да и ни когда-либо до этого.
Потом 37 год. Зачистка. Зачистили, в том числе, и многих из тех, для кого коммунистическая идея всё еще была не простым звуком. Основательно проредили даже эти исключения. А на смену им (и в намного большем количестве) пришли обычные партийные функционеры-карьеристы, которым на коммунистическую идею, на самом деле, было глубоко насрать!
Но, тем не менее, какое-то время пропаганда делала своё дело и новое поколение продуцировало фанатиков. Очень редко, но такое было.
А потом война. Кто погибал первым на фронте? Коммунисты и комсомольцы!
Войной их и повыбило.
После войны страна осталась практически без партии. Формально она, конечно, еще была, шуму от нее было очень много, народу в ней было немало, но качество этого партийного народу … да они такие же коммунисты, как бабки у паперти - православные.
А после Великой Отечественной, началась другая – еще более страшная война - война с собой. На страну напала эпидемия мещанства. И это тоже естественный процесс - люди устали жить войной, обычным людям хотелось просто жить. Хотя бы сытно – куда уж там до красивой жизни. Это я про массы. А элиты … элитам красивую жизнь подавай! Да еще чтобы и напоказ! «Элиты», мать их!
И, поскольку массы прекрасно видели эти "элиты", а элиты напоказ презирали массы, включилось то, что в кибернетике называется "положительная обратная связь" и понеслась лавина деградации общества ...
Вот тогда даже те микроскопически-мизерные остатки коммунистов-«маньяков» были просто раздавлены массами - маргинализированы. В глазах и масс, и "общественных элит" идейные коммунисты превратились в нечто среднее между юродивым и шутом гороховым. Идиоты!
В итоге, коммунистов в том – начальном -понимании их сути уже не осталось, а вот компартия процветала! Да, она превратилась всего лишь в профсоюз карьеристов, но как она цвела! И надо было лишь присягнуть ей в верности, погромче поорать на собраниях, митингах и демонстрациях, выполнить необходимые расшаркивания и вот уже тебе все дороги открыты заветным пропуском - партбилетом! Я это время очень хорошо помню.
Видела партийная элита (реальная, которая еще сохраняла хоть какую-то приверженность идее) всё это? Да, конечно, видела!
Многие сегодня хают Суслова за то, что он, дескать, догматизировал саму идею, полностью заблокировав какую-либо дискуссию о ее содержании и форме, о роли партии, об ее устройстве, о ее будущем. Да, он это сделал! И правильно сделал, поскольку о какой конструктивной дискуссии можно было говорить, когда партия не то что прогнила – её в том виде, в каком она себя пыталась являть миру – никогда и не было! Сплошная показуха! Допусти в такой ситуации дискуссию – будет оголтелый ревизионизм, и большинство его поддержит. Или опять устраивать 37 год, чтобы унять особо ретивых? Уж лучше всех загодя заткнуть. Да и устали уже от крови. Поэтому, как могли тянули время в надежде, что удастся как-то вырулить ...
Не удалось.
Слушаю сегодня и читаю многих, и вижу, как нет-нет, да кто-то или походя оплюёт наше советское прошлое или вообще – в порыве погони за подписчиками, донатами и рекламодателями смачно нахаркает на него. Ясное дело – капитализм. Общество, в котором деньги не пахнут. С этими людьми всё понятно – это, по сути, такие же конъюнктурщики, из которых и состояла компартия СССР в своём апогее – когда была уже ничем иным, как карьерным трамплином. Если кто хочет с этим поспорить, то пусть сначала ответит – кто своей жизнью защищал коммунистическую идею в 91? Но с этим всё понятно и это не вызывает никакого удивления.
А вызывает удивление лишь то, что сейчас еще находятся люди (которых я знаю лично и уважаю), которые до сих пор во что-то верят. Которые присылают результаты каких-то опросов населения о том, хотели бы они жить при социализме или нет. И большинство опрошенных отвечает – да! И я понимаю, что эти опрошенные ничего не знают ни о социализме, ни о компартии, без которой его построить невозможно. Их просто достал капитализм.
Но, на самом деле, я бы тоже хотел в социализм. Вот только социализм жить не хочет. Нет в нем силы жизни в массах, и быть её не может. А жаль.