Цивилизация придумала законы. Придумала систему взыскания ответственности за их неисполнение - правоохранительную систему. При этом соотношение законов, их неисполнения и жесткости правоохранительной системы всегда представляет собой очень тонкий баланс. Не угадали баланс или прозевали процессы, которые его нарушают, и общество покатиться в очередную клоаку, например, в рабовладельческий строй. Но весь этот баланс, как правило, - для мира. Война же меняет всё.
Если человек понимает, что возможно завтра или даже сегодня его уже не будет, то запретительная составляющая правоохранительной системы мирного времени на него если ещё и действует (по инерции), то с каждым днём всё меньше.
Не буду во всех красках расписывать то, к чему всё это приводит.
И для того чтобы сдержать ожесточение и оскотинивание людей и общества во время войны, правоохранительная система, естественно, ужесточается. И, в итоге, всё достаточно быстро дрейфует к более жесткому варианту цивилизации.
Пройдут годы и десятилетия, и обязательно найдутся всякие крикливые борзописцы, гневно обличающие наше поколение в том , что и то у нас не эдак, и это не так. И нетолерантные мы, и культ личности у нас, и терпели репрессии, а должны были идти на баррикады. Ну всё то же самое, что кричали особо прыткие обличители из поколения нашего нашим дедам.
А причина проста. Живя розовенько- голубоватой жизнью невозможно принять то, что жизнь черно-белая на красном от крови фоне - это тоже нормально. Более того - она есть естественный итог розово- голубой. Она - очищение.