Я очень хорошо помню, как в 80-х годах СССР накрыло эпидемией "починщины". Сплошные почины - один за другим. Когда я служил в армии (середина 80-х), то у меня иногда складывалось впечатление, что народ просто соревновался в этих починах. Словно смыслом жизни стало - придумать свой почин! Причем, приобретало это тогда и весьма небезобидные формы. Просто уродские, скажу я вам, формы. Расскажу конкретный пример.
В середине 80-х я служил "срочку" в ЗабВО на узле связи ПВО округа. Это 26 километров от Читы, если кто знает те места. И про очередные почины нам частенько на утреннем разводе что-то зачитывал замполит части. А уже ротный замполит (он же был секретарем парторганизации части) нам тогда в качестве примера приводил очередной почин китайцев, где китайские солдаты взяли на себя обязательство потреблять пищи на 30% меньше. Вот ! - говорил замполит, включая всю свою .... замполитскость - сознательные военнослужащие! Вам с них пример необходимо брать! - тоже выступить с таким почином!
Да, мы могли в этой ситуации только выступить со своим таким же почином - ну не поддерживать же нам почин (а было очень можно поддерживать почины) вероятного, а по тем времена уже и не совсем только вероятного, противника!
Замполит занимался политпросветом с нами - примерно взводом- как обычно, в ленинской комнате (везде тогда такие были). Взвод тоже, как обычно, яростно боролся со сном и голодом, и почти никто его не слушал (тоже, как обычно), а я почему-то тогда слушал замполита внимательно. Наверное я тогда был и выспавшимся и неголодным - штабист ! "крутой"! Но кроме брезгливого омерзения этот офицер у меня ничего не вызывал ни в уме ни в сердце. Причем это моё чувство транслировалось и на всех других офицеров части. На кого больше - на кого меньше, но на всех, ибо - психология! А источник моего негатива в отношении этого замполита был в том, что те помои, которыми нас кормили, едой назвать было сложно. И в тот момент (а это было уже около года, как я служил) "всегда было так". Из-за систематического недоедания в части были и натуральные дистрофики. Причем, в некоторых ротах народ уже начал звереть - доходило до того, что когда рота влетала в столовую на обед, там была буквально драка за еду. В советской армии!
Но это все полбеды.
Дело в том, что мы все тогда отлично знали - офицеры просто растаскивают продовольственный склад. А знали это, поскольку помощником зав.склада был такой же солдат, как и мы. И язык за зубами держать он не умел. Кроме того - один из срочников - хороший мой приятель - был писарем у "зампотылу". И еще кроме того - каждый день, возвращаясь домой, обязательно кто-то из офицеров и прапорщиков практически воткрытую что-то тащил с продуктового склада. И мы это всё видели своими глазами. А теперь это убожество в звании майора нам патетически и без зазрения совести вещало о том, что китайцы молодцы - на еде экономят - , а мы, в отличие от правильно заряженных китайцев (наших противников!), все время сетуем на "хавчик" и службу тащим плохо - не преодолеваем стойко все тяготы и лишения военной службы (или как там оно было в тогдашней присяге?).
История с "хавчиком" закончилась ... счастливо для всех.
В какой-то день смена "просто" не вышла на боевое дежурство. А наша часть, напомню, стояла именно на боевом дежурстве! Это ПВО округа! Теперь-то даже любой гражданский знает, что такое ПВО, и насколько это важно, а тут - массовый организованный отказ выполнения боевого приказа! Это всем ЧП - ЧП! Бунт! "Броненосец Потемкин!" А не вышла, поскольку надоело жрать эту парашу. У матросов с легендарного броненосца были черви в еде, а у нас то, что претендовало на роль еды, едой назвать нельзя было. Схожая, вообще-то, ситуация. Последней каплей было то, что смене вполовину урезали пайку на предстоящие 12 часов. А голодным торчать в "погребе" ... какого хрена ?!
Это произошло утром - смена просто не пошла на утренний развод. Уперлись, и никто(!) из смены не вышел. А уже через несколько часов (через часа два-три, насколько я понимаю) в столовой у нас был командующий округом (тогда им был г.п. Постников). И в обед нас уже накормили нормальной едой. Свекольником из консервов! С картошкой и мясом! Откуда-то чудесным образом появилось это изобилие. Я хорошо помню своё ощущение нереальности происходящего. Год жрать парашу, которую и тюремной баландой-то не назвать, а тут такое ... И помню серое лицо и Постникова, и командира нашей части (фамилию называть не буду).
Тем бойцам, кто не вышел на смену, ничего не сделали. Офицерам - тоже ничего. Дело замяли. Это было лето 1984 года (если я правильно помню).
Вот такое оно было время - позднесоветское время сплошных починов.
Я тогда иногда думал - откуда же вся эта мерзость идет? Я же никогда вокруг себя не воочию видел этих "починщиков". Не видел я никогда тех, кто вот так -всеми силами - из кожи лез вон, лишь бы хоть как-то выслужиться перед системой. Просто выслужиться - не послужить. Может просто не умел еще их видеть ? Скорее всего. Но это уже другая история.
А моя история про наш "Броненосец Потёмкин" - просто иллюстрация того, как уродливо умирала попытка людей жить как-то иначе - не исключительно гешефтами. Умирала единственная надежда человеческой цивилизации (и тут не надо стесняться пафоса, поскольку, если подумать, то именно так оно и есть) на что-то другое - более справедливое. Надежда эта, как мы теперь видим, не оправдалась и, в итоге, почила и хорошая страна, и культура в ... починах. В холуйстве.
И вот теперь (через 40 лет после тех событий) я думаю - а не с Украины ли шло всё это? Не там ли оказался этот источник эпидемии тотального холуйства? Это же встроено в украинский массовый культурный код - выслуживаться перед системой. И когда сегодня я вижу подобное, то я совсем уже не удивляюсь.
Петицию за несколько дней подписали 472 человека (из необходимых 25 тысяч).