Завтра день рождения В.И. Ленина и, соответственно, русскоговорящая псевдо-философская агиттусовка не может спокойно пройти мимо очередного повода блеснуть своими якобы глубокими аналитическими способностями. А тут еще и скандал с Ильиным подогнали. Одно на другое наложилось, поэтому, куда не сунься – везде: Ленин, Ильин, фашизм и т.п., а также развесистые разглагольствования гуманитариев вокруг феномена революции.
И сегодня настолько много жестяно-бренчащих заумствований по поводу революции от распиаренных неофитов в общественных науках, что аж уши вянут.
Почему я так категоричен? Да всё очень просто …
В 1989 году у нас – у будущих горных инженеров - в Рудненском индустриальном институте (это в Казахстане) семинары по научному коммунизму одно время вел преподаватель по фамилии Трахтенберг. Имени его и отчества я уже, к сожалению, не помню, однако, отчетливо помню другое: был он очень и очень похож на актера – Юрского. И манера его общения с нами была похожей - так же, как и Юрский, Тарехтенберг нам устраивал театр! Каждый семинар он именно выходил на сцену перед нами (к доске в малюсенькой, с проваливающимися досками пола, аудитории), и тут начиналось настоящее шоу … Для тех, кто не из СССР, я должен особо отметить: 89 год — это год, когда уже можно было практически безопасно говорить и, даже, размышлять публично о том, что накипело десятилетиями. И вот представьте себе преподавателя научного коммунизма - еврея очень далеко от центра с его «жандармами». Представьте себе весьма умного и совсем не слепого человека, у которого накопилось, что называется, выше крыши. А мы были первыми, на которого он всё накопившееся выплеснул!
И мы (все уже после армии и уже хлебнувшие изнанки официального социализма) были буквально очарованы той бурей мыслей и эмоций, которые на нас хлынули с импровизированной сцены, где один Трахтенберг играл за всех. На нас это действовало настолько, что мы платили ему самым дорогим, что у нас тогда было - мы практически все - вплоть до самых закоренелых разгильдяев, но за исключением наших однокурсниц, ходили на его семинары. Хотя он от нас этого совсем и не требовал! Причем, семинар у него был раз в две недели, первой парой (да еще и ранней!) и мы – горняки - "армейцы", которые редко когда и на вторую-то пару ходили, даже если это были «священные специальные дисциплины», тащились к Трахтенбергу на первую-раннюю -практически факультативную! Проспать Трахтенберга и не попасть на его семинар – это была досада на две недели!
Именно он «на пальцах» нам и объяснил суть много чего, в том числе, и революций. Революция, как он нам тогда объяснял, – это попытка системы перестроиться так, чтобы преодолеть вызовы, которые она не может преодолеть, эволюционируя. Революция — это такие изменения, в ходе которых у системы изменяются существенные - системоопределяющие - свойства. Или, как сейчас бы сказали, – меняются параметры порядка, и это ведет к неизбежным каскадным изменениям всего остального.
И всё! Просто, как два пальца об... асфальт!
Уяснив это, потом уже можно сколько угодно рассуждать о том, как это выражается в перестройке конкретной политэкономической системы, в перестройке систем управления, в перестройке самой системы ценностных установок и т.п. Всё это уже прикладные ракурсы. А фундаментальное понимание – оно простое, как ... и всё фундаментальное.
А что я сейчас наблюдаю вокруг? Да сплошное натужное выдавливание хоть каких-то обобщений из «прикладухи» актуальной суетологии. Через призму тривиального семинара по научному коммунизму в заштатном, но советском(!) даже отраслевом ВУЗе это выглядит, как минимум, раздражающе по- пэтэушному (да, и в философии есть свои пэтэушники). А с другой стороны – что еще можно ждать от квазифилософской агитухи, перед которой её хозяева поставили задачу хоть как-то обосновать называние революцией того, что, по сути, является не более, чем тривиальным государственным переворотом. Это я про Украину, если кто-то засомневался. Но я также и о тех, кто действительно революцию стремится представить, как тривиальный государственный переворот. А это, как многие уже поняли, я про современную Россию.
Кстати, о философии. В похожую ситуацию мы попали и с преподавателем философии. И тоже были очарованы тем, как можно совсем иначе мыслить. И тоже очень старались не пропускать лекции. И тоже пропускали, а некоторые пропустили даже экзамен. Но это уже другая история.