Цифровизация экономики, финансов, науки, цифровизация процессов управления, цифровизация процессов социализации, искусства, цифровизация геополитических противоборств и т.д и т.п. Сегодня, куда ни глянь - везде "цифровизация". При этом сегодня слово "цифровизация" уже практически ни у кого не вызывает отторжения в связке с практически любой сферой человеческого бытия. Даже цифровизация религиозного культа. "Цифровизация" уже превратилась в лозунг толпы. И как всегда, эффект толпы, спровоцированный как объективными обстоятельствами, так и целенаправленными действиями определенных сил, захватывает массы не только вширь, но и вглубь. И вот уже не только "из каждого утюга", но и в научном и околонаучном дискурсе цифровизация воспринимается не просто как безальтернативная реальность, но и как абсолютное благо. Отдельные попытки некоторых специалистов в области системного анализа, в области создания систем управления, в области обеспечения информационной безопасности общества и безопасности информационных систем призвать к разуму тонут в оглушающем рёве толпы : "Цифровизация! Цифровизация! Цифровизация!". Оно и понятно - национальный проект, генеральная линия и т.п. Очевидно и следующее : большой проект - большие деньги, большие возможности. И более того - не только коммерческие возможности, но и для наиболее дерзких - субъективный шанс войти в систему власти, поскольку неистребима среди технократов иллюзия эффективности их власти, а потому и права на неё.
С исторической точки зрения ситуация абсолютно нормальная - обычная. Толпа, какой бы состав она не имела, ухватившись за некую чарующую идею, подстегивая сама себя, теряет чувствительность к голосу разума и сметает на своём пути всех тех, кто пытается двигаться против течения. Однако безумная очарованность толпы любой идеей приводит к искажению этой идеи, её деградации и дискредитации. В итоге в общественном сознании идея становится токсичной и откладывается в "долгий ящик" до тех пор, пока следующее или через одно-два поколения не вернутся к ней, манифестируя ее как собственное изобретение -новацию. В некотором смысле это и будет новация, поскольку любое развитие идет по спирали и в новых условиях старая идея может приобретать такие характеристики, что связь ее с идеей-предком может быть только формальной, а может новая будет отличаться даже и по форме, используя лишь идентичное название. Тут каждому уместно "выполнить домашнее задание" - вспомнить - какие проекты и процессы, например, 50 лет назад являются предтечами сегодняшней цифровизации и что с ними стало в итоге и почему.
Судя по всему проект "Цифровизация" ждет та же судьба, что и любой другой проект, вокруг которого начинает бесноваться толпа, подогреваемая различного рода прохиндеями, действующими исключительно в целях собственной наживы и/или карьеры и/или же не прохиндеями, но в силу узости мышления наносящих хорошему делу не меньший, а зачастую больший вред, чем вышеупомянутые и другие антисистемные элементы. Вместо глубокой, комплексной и кропотливой научной работы по осмыслению новых возможностей решения управленческих задач, которые (возможности) дают нам современные информационные технологии, вместо поиска и анализа ключевых проблем эволюции крупных, а в особенности суверенных систем управления, вместо поиска вариантов эффективной минимизации последствий неразрешимых противоречий, на которых строится любая суверенная система управления, проект "цифровизация" превратился в кампанейщину. Да и начинался он, по сути, как кампанейщина. Кампания, которую мы наблюдаем, настолько бурная и широкая, что сегодня уже нет никаких шансов разрушить взаимосвязанный с нею эффект толпы. Единственный выход - дождаться, пока толпа выдохнется и переключится на очередную очаровательную приманку. Еще один-два года и безумие толпы относительно проекта "Цифровизация" начнет заметно спадать. Вот тогда и будет решающим фактором развития систем управления - воля власти и наличие соответствующих научных и научно-практических компетенций, фундаментальных наработок. А сегодня бороться с толпой - всё равно что плевать против ветра. Надо уметь ждать.
Но не совсем так!
С системной точки зрения сегодняшняя ситуация может характеризоваться исключительно как хаос. Если рассматривать эволюцию живых систем как взаимообусловленную связку процессов разрушения (хаоса) и синтеза (упорядочивания), то сегодняшнюю ситуацию в области цифровизации можно характеризовать только как победивший хаос. Сменится ли фаза хаоса фазой синтеза нового порядка зависит от множества факторов, но сегодня важно следующее : формирование новых идей происходит именно в ситуации, когда хаоса становится намного больше чем порядка. Именно в стадии повышенного хаоса в объекте формируется тот системный скелет, который определит дальнейший облик этого объекта. Хаос - время творчества. Творчества, которому, как правило, не хватает во время хаоса ресурса для выживания, но и отсутствуют серьезные барьеры для формирования новых идей и их продвижения. Хаос - время исследователей, мыслителей. Хаос - время формирования фундамента, а значит - время парадоксальных идей и решений. Именно сегодня нужны парадоксы, поскольку они становятся теми опорными точками, от которых (зачастую вопреки им) рождаются ключевые концепции нового мироустройства.
Примером такой парадоксальной мысли может быть следующее : "цифровизация" в том виде, как она сегодня реализуется, уничтожит любой потенциал развития систем управления, поскольку абсолютизирует бюрократию. Ту бюрократию, которая в отсутствии противовеса заполняет собой все пространство управления. Бюрократия изначально предназначена для стабилизации системы, для ее воспроизводства, но как всякий неидеальный механизм, деградирует со временем, обеспечивая воспроизводство системы управления всегда в худшем виде. Больная бюрократия - как раковая опухоль для организма, а "цифровизация" только стимулирует ее рост. Что с этим делать ? - другой вопрос!
Очевидно, что сегодня в ходе дискуссии в научных кругах, благодаря тому хаосу, который вокруг, можно выявить, сформулировать, переосмыслить множество парадоксов такого рода. И не только можно, но и крайне необходимо, поскольку , когда в системе начнется фаза формирования новой организации (а к этому всегда следует готовиться, даже если мы в это не очень верим), возможности для свободного научного поиска в гуманитарных сферах (к которым относится и управление суверенными системами) существенно сократятся и сегодняшние наработки могут оказаться единственными, на которые смогут опереться архитекторы новой системы.