Информационными войнами сегодня пронизана вся наша жизнь. Кем бы мы ни были, мы всегда, в том числе, - объекты информационных войн. А некоторые (очень немногие), к тому же, еще и субъекты. Хотя , это как посмотреть! Если смотреть под определенным углом, то может оказаться что все мы одновременно и объекты, и субъекты информационных войн. Причем, так было множество поколений до нас, так будет и после нас - до тех пор, пока будет существовать само человечество.
Сегодня в информационной войне можно выделить две важнейшие ипостаси. Первая связана с достаточно узкой частью информационной войны – ориентированной на специалистов, органы управления противника и т.п. Суть информационной войны в этой её ипостаси заключается в том, чтобы навязать объекту воздействия модель мира, выгодную субъекту воздействия (тому, кто навязывает). Тут главными инструментами являются дезинформация, перегрузка процессов выработки решений и перегрузка внутренними конфликтами органов управления, подпороговое воздействие и т.п., вплоть до рефлексивного управления.
Вторая ипостась информационной войны связана уже не с органами управления и специалистами, а с массами. И тут главным является не столько формирование определенной модели мира у масс (хотя в некоторой степени и это тоже здесь присутствует), сколько вызов у масс определенных эмоций. Для этого в каком-то объеме используются и те же инструменты, которые были перечислены в первой части, но основной арсенал тут составляют инструменты беспардонной и постоянной лжи. Причем, совершенно не важно то, что такая ложь развенчивается очень быстро. Даже если ложь живет час, а то и минуту, она всё равно делает своё дело. Тут не работает принцип – на 99% правды, необходимо 1% лжи. Тут скорее на 10% правды льется 90% лжи. И всё это прекрасно работает! А почему это работает, отлично проиллюстрировано в хорошо известном анекдоте : «…ложечки нашлись, но осадочек-то остался!».
Ложь во все времена была главной «рабочей лошадкой» любой информационной войны, особенно той ее части, которая направлена на человека массового обыкновенного. И Геббельс с Гитлером, которых часто цитируют, акцентируясь на роли лжи в информационных войнах – тут далеко не первопроходцы.
Да, ложь в информационной войне важна, но более тонким и в сумме - более сильнодействующим, чем поток лжи, является другой инструмент – ярлык.
Хорошо выверенный и точный по эмоциональному воздействию ярлык буквально впивается в сознание и подсознание отдельных индивидов, и даже в коллективное бессознательное. «Пиндос», «бандерлог», «рашист», «мокша», «жид», «победобесие» и т.п. Всё это в той или иной мере работает! Причем, от явного влияния этих ярлыков еще можно как-то защититься, но от подпорогового – нет.
Ярлыки применяются не только в информационных войнах, таких, как та, которая идет сейчас между западом и его прокси – Украиной - с нами, но и в любых других конфликтах.
- Дурак! - Сам дурак! Кричат дети в песочнице (а иногда и не дети и не в песочнице). И, на самом деле, это совсем не безобидные обзывалочки - это навешивание протоярлыков. Пока это еще по-детски примитивно, но уже в "нужном направлении".
Хорошо приготовленный ярлык может теоретически, в итоге, даже снести власть. Власть на штыках долго не просидит, власть не выживет лишь подкупая массы, власть существует, в первую очередь, за счет сакрализации самой себя, а удачный ярлык эту сакрализацию может разрушить. Это знают все спецслужбы и всегда прилагают немалые усилия, чтобы остановить распространение нежелательных для власти ярлыков.
И всё это никакой не секрет. Даже разного рода писатели отметились в этой теме. Например, у российского писателя-фантаста Юрия Никитина есть такой роман «Великий маг». В нем как раз рассматривается роль и место ярлыков в информационных войнах. Главный герой – генерал информационных войн – придумал ярлык, который эффективно сработал. Да, это художественный вымысел – это искусство, но на то оно и искусство, чтобы вымыслом приблизить аудиторию к пониманию истины (не помню кто это сказал … вроде бы Пикассо).
Ярлык может оказаться действенным инструментом не только в войнах, но и в больших проектах изменений.
Например, сегодня любой может придумать какой-нибудь хлесткий, точный и прилипчивый ярлык для чего-то (например для определенной категории управленцев) - ярлык, который будет эмоционально выбивать их из той социально-административной ниши, в которой они так комфортненько сегодня обосновались.
В качестве «информации для размышления» по этой теме могу сделать наброс ... : Карьерист категории «трипл-эй». Это аллюзия к AAA, однако особое значение здесь имеет расшифровка: «Амбициозный, активный, адаптивный». И всё выглядит на первый взгляд симпатично: Амбициозный – хорошо! Активный – просто замечательно! Адаптивный … а вот тут проблемка! Если переводить на русский с русского, то это означает – готов задницу лизать кому угодно и сколько угодно, лишь бы активно реализовать свои амбиции. Хотя … неудачный получился наброс. Дело в том, что ярлыком необходимо выделять какую-то одну когорту, противопоставляя ее другим, а не вешать его на 99.[9]% административно-бюрократического персонала органов управления. Если таким ярлыком их всех оптом «осчастливить», то они его воспримут как кодекс чести! Адаптивные потому что!
Да, информационные войны – это непросто! Но тем интереснее !
И попутно замечу: ярлык не всегда должен быть односложным. Примитивный ярлык типа "краснопузый" не живет долго - быстро приедается. Поэтому иногда полезно в ярлыке имитировать некий «шифр» в виде какой-то специфической расшифровки. "Триплэй", "чмо" (человек массовый обыкновенный), ВПЖ (военно-полевая жена) и т.д. Это, кроме всего прочего, создает иногда флёр причастности к некой "избранности" у тех, кто использует такого рода ярлыки. Это сродни тому, как использование профессионального жаргона создает иллюзию причастности... А ярлыки, живущие в определенных конспирологических глубинах бывает, что живут очень долго. Например "хутор". И это не залегендированное название – это именно ярлык. Это когда-то начало жить как условно пренебрежительный ярлык, но в итоге стало жаргонизмом в определенных кругах. Кто-то уже наверное догадался о чем идет речь - речь идет о Ватикане. Жаргонизмом это стало в итоге, но пренебрежительное отношение под порогом срабатывания систем защиты потихоньку проталкивает до сих пор. И такого много.
В заключение: нам никуда не деться от информационных войн. 99.[9]% нас всегда будут объектами этих войн и никаких шансов стать субъектами. Да и зачем ? Чтобы не чувствовать себя марионеткой ? Но для этого, зачастую, хватает и более простого - необходимо лишь лучше понимать суть этих войн. Если понимаешь суть уловки, то меньше вероятность на нее попасться. Ну а чтобы чувствовать себя не только в роли постоянно обороняющегося, но и наступающего, можно бить противника его же оружием! Морочит кто-то нам голову - мы ему : "мозгоклюй информационных войн!". Со временем " ... информационных войн" отпадет и останется лишь "мозгоклюй". А потом и он сократится до "мозгоёб". И прирастет это эпитетами, например "заслуженный мозгоёб" Российской Федерации. И будет уже не так тяжело вариться в этом адовом котле тотальной информационной войны - будет хотя бы немного веселее.
PS. А, например, пришел в присутствие - ... и очередной раз - как пришел, так и ушел. Ну а чего еще там можно было ждать? - Там же сплошные трипл-эи! Припечатаешь их ярлыком, и уже немного легче. Потому что ты - повесил ярлык и теперь ты субъект (субъективно), а они - практически никто ! Какие-то там ... трипер-эи....