Аннотация. Описаны основные факторы, определяющие в настоящее время цели, задачи и условия реализации проектов совершенствования систем управления путем их цифровой трансформации.
Мир людей быстро меняется, становясь все сложнее и сложнее, а скорость изменений нарастает. Глобализация, развитие информационных систем и средств коммуникации приводит к увеличению количества связей между элементами глобальной системы, причем, подтверждая классику, количество переходит в качество, что в случае изменений, свидетелями которых мы сегодня являемся, отражается во многих сферах взаимодействия: межличностного, взаимодействия социальных групп, организационно-технических систем, других организованностей различных типов и т.д. Качественные изменения, которые следуют за количественными, выражаются сегодня в изменении приоритетов целей, в появлении новых смыслов взаимодействий, в существенном изменении ценностных установок и субъективных ограничений. Увеличение количества связей приводит, в том числе, к росту темпов реализации критических изменений обстановки.
Темпы изменения обстановки растут, в связи с чем существенно возрастают требования к скорости принятия управленческих решений. Рост количества связей и рост темпов изменения обстановки, которые наблюдаются в последнее время, увеличивают субъективную неопределенность представлений органов управления об обстановке и снижают объективную устойчивость ее самой. Методы и инструменты взаимодействия, которые еще совсем недавно были привилегией немногих (аналитическая разведка, «датамайнинг» и т.п.), сегодня, адаптируясь (чаще совсем неудачно) к современным условиям и к новым областями применения, превращаются в инструмент многих, что только увеличивает неопределенность, разрешение которой лежит уже даже не в области слабо наблюдаемой действительности, а чаще всего - исключительно в области ее отображений. Для того чтобы в таких условиях снизить неопределенность модели реальности, с которой работают органы управления при принятии решений, от участников процессов взаимодействия требуется качественно новый уровень понимания содержания процессов, обстановки, ситуаций, понимания фундаментальных основ, определяющих динамику той части действительности, с которой связана их деятельность.
Неопределенность растет, но растут и “аппетиты” в части эффективности управления, что постоянно требует новой информации и инструментов, однако, самое главное: растет потребность в новых знаниях. Вместе с тем современная наука и система образования не справляются с теми требованиями, которые предъявляют к ним современные темпы и масштабы изменений реальности. Во многом в связи с этим неудовлетворенную потребность органов государственного управления и бизнеса в новых знаниях пытается удовлетворить другой бизнес (“коучинговый”!), который не в силах сформировать ни новые знания, ни эффективный процесс передачи системных знаний (и не особо заинтересован в этом), и поэтому весь процесс получения новых знаний потребителем сегодня строится на тренинговых технологиях. В сложившейся традиции передачи знаний “кейсы”, “бест-практики” проецируются на современного управленца и специалиста, как правило, без разъяснения основ, причин, без должной аргументации и т.д. Агрессивно внедряется новый “культ карго”. Картина удручающая, и, если эта тенденция не будет переломлена, то положительная обратная связь деструктивных процессов в какой-то момент (вероятнее всего, уже в обозримом и даже ближайшем будущем) приведет систему к необратимым негативным состояниям.
Отдельной и огромной проблемой являются кадры. Сегодня чаще всего специалисты учатся на местах. Как правило, их учит жизнь, а чаще - ситуация, поскольку редко какой специалист в современном мире способен настолько долго задержаться на одном месте, чтобы накопить опыт, достаточный для обобщения и глубокого содержательного анализа происходящего в той или иной предметной области. При этом отсутствие базовых системных знаний не позволяет корректно соотнести одну ситуацию с другой, что не позволяет эффективно осмысливать накапливаемый опыт, в связи с чем опыт не только теряет значение, но чаще становится вреден.
Единственным позитивным фактором сегодня является активное развитие вычислительных средств и средств коммуникации при том, что цивилизация драматически не успевает их действительно эффективно применять.
Таковы сегодня основные характеристики контекста, в котором необходимо решить задачу существенного повышения качества решения задач управления сложными системами. Если присмотреться к сложившейся ситуации внимательнее, то мы увидим в ней все ключевые признаки системного кризиса: формирование и расширенное воспроизводство положительных обратных связей, разрушающих системообразующие механизмы и формирование обратных отрицательных, не позволяющих заменять разрушаемые механизмы новыми – более эффективными, причем все эти связи, и положительные и отрицательные, выстраиваются в такую систему, насильственные попытки разрушения которой только ускоряют разрушение самого объекта/системы. Цугцванг!
Задача цифровой трансформации экономики, государственного управления, инструментов управления обществом по масштабам и сложности сравнима с задачами вывода крупнейших систем (стран, экономик и т.п.) из системного кризиса.
Здесь надо отметить, что в истории неизвестны случаи, когда системный кризис преодолевался эволюционно - всегда дело заканчивалось или полным разрушением системы (гибель государств и т.п ... мертвых государств, как и людей, больше чем живых) или революцией со всеми сопутствующими проблемами: временными существенными потерями потенциала, потерей управляемости и т.п. При этом «управляющая система» всегда находится перед выбором – начать «революцию» сейчас или всеми силами стараться отнести ее на более поздний срок, понимая при этом, что чем позднее, тем глубже кризис, тем больший требуется ресурс для выхода из него, тем больше будут «революционные» потери и тем больше риски воздействия со стороны потенциальных противников, если такие есть. Или же если управляющая система теряла потенциал и не могла управлять революционным процессом, революция (как категория системного анализа, а не политического дискурса) совершалась как «довесок» к захвату власти теми, кто смог.
Учитывая сложность, масштабность и важность решаемой задачи повышения эффективности системы управления для обеспечения существования страны и общества, необходимо отдавать себе отчет в следующем: эффективное решение задачи масштабной цифровой трансформации возможно только при применении неэволюционных мер воздействия на обстановку. «Косметика» уже не помогает, а только вредит.