Вообще-то тот подход, который я проиллюстрировал в ролике выше, может быть вполне интересен стратегически. То, что показано в этом ролике, вполне можно рассматривать как пример некоторой претензии на заявку о своего рода индексе.
Как в экономике есть множество различного рода индексов, так и в ИТ вполне могут быть такие же по замыслу индексы. Причем, необходима именно система индексов. То, что я показал в ролике - пусть это называется "Индекс стратегии". Тем самым подчеркивается то, что этот индекс показывает, насколько некая оцениваемая система или решение направлены на поддержку решения задач управления именно в условиях высокой неопределенности.
На самом деле, хорошо продуманная система из 5-7 взаимодополняющих индексов может сработать как своего рода ускоритель развития всей отрасли в определенном направлении.
Ни для кого из специалистов не секрет, что сегодня отрасль акцентируется на низовых подсистемах (сбор данных, первичный и относительно тривиальный анализ данных), но при этом все (и не только «корифеи» отрасли), положа руку на сердце, понимают, что на одной низовой цифровизации далеко не уедешь - необходимо, кроме тривиальной цифровизации, заниматься еще и интеллектуализацией. Однако нельзя сегодня прыгнуть через несколько "социально-экономических" укладов. А то будем, как китайцы когда-то - то воробьев изничтожать, то на "металлургических заводах" за сараем чугун варить. Тут, как ни крути, придется пройти все этапы. И первый этап - заставить всех (от «корифеев» до последнего тестировщика) думать об интеллектуализации. Необходимо, чтобы для начала все (в идеале) свыклись с мыслью о том, что необходима именно интеллектуализация. Системно к этому вопросу подходили, кстати, уже упомянутые выше китайцы. Они считали, что для того, чтобы преодолеть кризис (а сегодняшнюю нашу ситуации в ИТ следует рассматривать именно как кризис) необходимо сделать следующее : вернуть словам изначальный смысл, сформировать образ будущего, изменить ритуал.
Про изначальный смысл слов и образ будущего - я уверен – детализировать нет необходимости, а вот с ритуалом всё не так тривиально. Если обобщить концепцию ритуала, то она сводится в контексте задачи выхода из кризиса к тому, за что награждать, а за что наказывать. Или если еще сильнее обобщить, то речь идет о том, что есть официально «хорошо» и что есть «плохо». И вот именно на ритуал и направлены эти индексы. Если ввести в публичную сферу такую оценку, то, что называется, и массы подтянутся.
Да, я прекрасно понимаю, что любой красивый замысел будет творчески переработан на местах и превратится в свою противоположность. И за примером далеко ходить не надо – посмотрите на рейтинги губернаторов. Кто хоть немного в курсе, тот, как минимум, слышал хоть краем уха о том, в какой инструмент манипуляции превратились эти самые рейтинги. А кто стоял у истоков их создания, тот уже стал философом, поскольку только так можно пережить вид того уродца, в которого превратилась эта изначально прогрессивная затея. Но хочу заметить, что в рейтингах губернаторов была допущена системная ошибка – не был сформирован и институализирован конфликт между губернаторами такой, чтобы в ходе его реализации всё время они же сами и формировали методику определения своего рейтинга. Возможно когда-то к этому и придет, и тогда – теорию контрактов им в помощь!
С индексами в ИТ можно сделать сразу что-то похожее. Не отдавать в одни руки (например, в минцифры) возможность «единолично» формировать методики расчета и всю систему индексов, а отдать их на откуп в само сообщество. Да, это тоже не панацея, поскольку уже много было попыток формирования различного рода СРО в сфере ИТ, и чем это закончилось знают многие, а те из моих читателей, кто стоял у истоков создания таких СРО, отлично знают для чего эти СРО на самом деле создавались. Но я всё таки немного еще надеюсь на саморегулятивные свойства системы.
Дело в том, что сегодня апологеты тривиальной цифровизации узурпировали практически все финансовые потоки в сфере и бороться с ними на поле бизнеса – нет практически никаких шансов. Чтобы их существенно подвинуть, необходимо вложиться в старт в объеме, сравнимом с теми объемами, которыми оперируют они. Сегодня это нереально. Однако реально подвинуть их в области идеологии. А это необходимо, поскольку они не просто заняли все бизнес-ниши, но они еще и создали уверенность у чиновников и т.п. в том, что именно низовые системы – это то, что крайне необходимо. Кто в отрасли уже хотя бы лет 20, тот хорошо знает, что такое уже происходило не раз. И каждый раз, когда к таким деятелям возникает резонный вопрос – «Ну вот вы данные насобирали, ЦОДы настроили, мониторы навешали – а что дальше?» … эти жулики просто куда-то рассасываются.
И по большому счету сегодня не стоит задача подвинуть одних, и на освободившееся место поставить каких-то других. Других «в товарных количествах» сегодня просто нет. Уничтожили за 30 лет даже память о том, как можно иначе – как можно решать задачи умом, а не «бигдатами» и «сильнымиискуссвтеннымиинтеллектами». Остались единицы, которые еще как-то барахтаются, и ситуацию эти единицы существенно не изменят, сколько им средств сегодня не дай. Задача как раз в другом - в том, чтобы тех, кто сейчас «правит балом» заставить кроме низовых систем, заниматься и интеллектуальными. И такого рода индексы сработают как своего рода вирусы - сначала возбудят дискуссию, потом заставят думать об альтернативах, потом проникнут в проектные решения и ТЭО, а потом, глядишь, и заставят делать какие-то элементы интеллектуальных систем, чтобы хотя бы не выглядеть непрогрессивными. А за элементами потянутся и системы.
Законы эволюции общества одинаковы практически во всех его сферах существования. И если уж зашла речь об этих законах эволюции, то надо вспомнить и про революции. Можно ничего сейчас не предпринимать, а дождаться неизбежной революции. Вот только образ революции в системах управления выглядит несколько пугающе. И речь безусловно не идет про всякие искусственные интеллекты и т.п. Речь идет о том, что в какой-то момент, отстав от конкурентов на шаг, мы уже никогда их не догоним, как никогда не догонит Ахиллеса черепаха. И уже тогда не о технологической революции в сфере управления будет идти речь, а о чем-то более глобальном и существенно более болезненном.