Мир сегодня делится на макрорегионы - это уже практически неизбежно.
И, кроме всего прочего, это приводит к следующему эффекту: если раньше каждый крупный проект, двигающий вперед мировой научно-технологический прогресс, «расписывался» правдами и неправдами и в той или иной степени на весь мир за счет его глобализации, то сегодня такие крупные проекты будут опираться лишь на экономику того или иного ограниченного макрорегиона. Отсюда неизбежный рост нагрузки на экономики этих регионов. Поэтому для того, чтобы региональные экономики выдержали гонку крупных проектов (а куда им без этого?), им необходимо будет изыскивать возможности снижения издержек в этих проектах. При этом самым эффективным механизмом снижения издержек является консолидация потенциалов. Чем больший потенциал консолидируется в единую систему, тем больший системный эффект может быть извлечен, тем выше интегральный потенциал и тем более крупные проекты становятся реализуемы. Это системный эффект. Если совсем грубо – у плановой экономики проектная эффективность выше, чем у экономики саморегулируемой. Но, что далее будет важно - у плановой экономики ниже долгосрочная живучесть, в силу намного более интенсивной бюрократизации её систем управления и, как следствие - в силу катастрофического снижения темпов роста.
В ближайшее время - в период становления экономических макрорегионов будет активно "доедаться пирог", полученный в наследство от периода глобализации, поэтому какое-то время эти регионы еще будут жить за счет имеющегося у них потенциала. Будут «катиться по инерции». Но со временем (лет через 10 или меньше) этот потенциал инерции научно-технологического прогресса будет существенно исчерпан, а параллельно этому начнет расти конкуренция между макрорегионами, перерастающая где в скрытую, а где и в явную конфронтацию. В связи с этим регионы начнут изыскивать возможности для наращивания своего потенциала и, как уже было сказано выше, начнут дрейф в сторону плановой экономики. Других вариантов, таких как раньше - грабить периферию или грабить будущее закредитованием «всех и всях» – у них уже не будет, поэтому надо будет изыскивать внутренние резервы. Но этот процесс столкнется с процессом перманентной деградации систем управления. Кто-то сможет и успеет у себя провести «революцию» (как Россия в начале 90-х), а кто-то не сможет или не успеет. Вторые будут поглощены первыми. Активный период «революций» и поглощений внутри макрорегионов будет длиться примерно 15 лет с "афтершоками" лет на 25.
При этом переход к плановой экономике при интенсивной глобальной конфронтации породит тотальную бюрократизацию систем управления регионами и укрепление диктатур.
Диктатуры сначала будут пытаться найти какие-то новые формы в связи с тотальной горизонтальной информатизацией общества, но в силу тотальной же бюрократизации, как правило деградируют до карикатур, сродни тем, которые когда-то явил нам Салтыков-Щедрин. И всё это будет под громогласные звонкие завывания новоявленных агитаторов и пропагандистов – радетелей за очередное «всё хорошее против всего плохого». Например, за справедливость, что бы это не значило на тот момент.
И да, это будет общество справедливости. Потому что любое общество – общество справедливости, поскольку общество всегда справедливо. Но справедливо всегда в среднем, а уж кто как хотел бы отклониться от этого среднего – так это его личные проблемы. Крутись, приспосабливайся как можешь и воздастся тебе. Всё по справедливости.
А что дальше?
Да всё то же самое. Централизованные системы управления макрорегионов достаточно быстро придут в упадок в силу объективных законов их эволюции. Кто-то развалится быстрее, а кто-то сможет несколько замедлить свою деградацию. Того, кто будет быстрее деградировать, в итоге, поглотят те, кто сильнее. И опять начнется укрупнение - глобализация. А потом опять всё развалится. И не нужно тут быть доктором Сэлдоном ( из «Академия» А.Азимова) и не нужно никаких «радиантов» - волшебных компьютеров, которые могли бы учитывать не поддающееся осмыслению множество нюансов при прогнозировании эволюции крупных социально- и политэкономических систем, поскольку, на самом деле, законы развития больших систем в долгосрочной перспективе достаточно просты. Также просты, как и законы, описывающие, например, протекание термоядерной реакции, где аттрактор – формула всего лишь одноатомного газа. Да, флуктуаций вокруг аттракторов всегда много, но сами аттракторы (фундаментальные законы) – всегда очень простые. А основные законы эволюции больших систем описали еще классики:
Все сущее неидеально - везде есть внутренние противоречия (закон единства и борьбы противоположностей).
Противоречия всегда только нарастают, приводя к разрушению (закон перехода количества в качество).
Жизнь большой системы можно продлить лишь вовремя и целенаправленно двигая систему от одной концепции ее существования к другой - несовместимой с первой (закон отрицания отрицания).