По поводу содержания, методов, способов и инструментов стратегического планирования написано и сказано в публичной сфере уже достаточно много. Есть разные представления об этой задаче. Есть стратегическое планирование как процесс формирования дерева целей, есть стратегическое планирование как формирование равновесия по Нэшу с учетом рефлексий высоких порядков, есть стратегическое планирование как надстройка над форсайтом, как дорожные карты, как программы из проектов и т.д. и т.п.. И каждый из существующих методов, способов, инструментов имеет право на жизнь в определенных условиях. Все эти варианты решения задач стратегического планирования имеют свои траектории эволюции (одновременно и деградации и развития), кроме того, к ним постоянно добавляется что-то новое, порождаемое новыми достижениями в области информационных технологий, прикладной математики, доступности информации и т.п..
Одним из наиболее интересных инструментов, который возник еще в первое десятилетие нового века, является инструмент формирования программ на основе вариантов проектов. Толчком к его развитию явилась необходимость формирования стратегических бизнес-планов для одной крупной корпорации, а методической основой явились некоторые разработки Научно-исследовательского экономического института при Госплане СССР (НИЭИ) .
Технологической основой этого инструмента является специфический оптимизатор расписаний, который из набора проектов с вариантами их реализаций автоматически формирует программу, как расписание реализации этих проектов на основании критериев эффективности/оптимальности программы, которые определяет пользователь.
Однако, как уже неоднократно говорилось здесь - на Катакомбе - формирование программ и планов - это не есть стратегический подход, это скорее - тактический. Почему же тогда этот инструмент рассматривается как основа именно стратегического планирования ?
А дело в том, что этот инструмент позволяет формировать программы, устойчивые к изменениям обстоятельств их реализации. Возвращаясь к пониманию того, что стратегическое управления - это управление резервами, необходимо особо отметить, что этот инструмент позволяет формировать и оптимизировать один из самых важных стратегических резервов - резерв возможностей проектного маневра.
Сегодня, в условиях высокой изменчивости ситуации, высокой неопределенности, создание резерва в части, касающейся проектного маневра, является чуть ли не категорическим императивом стратегического планирования.
Однако просто взять и начать использовать этот инструмент для решения задач оптимизации, например, стратегических бизнес-планов - не получится. Всё дело в том, что этот инструмент является лишь венцом определенного процесса, основу которого составляет каноническая оценка потенциальных инвестиционных проектов. То есть по каждому инвестиционному проекту должна быть просчитана динамика всех затрат ( в натуральном выражении) и результатов (в том числе, утилизируемых отходов), должны быть рассчитаны несколько вариантов реализации проектов.
Поэтому внедрению такого рода инструмента должно предшествовать внедрение инструментов оценки отдельных проектов и внедрение регламентов этой оценки.
Ясно, что проект внедрения системы стратегического планирования, это непростой проект, и требует достаточно больших затрат, причем в первую очередь, времени и, как всегда - нервов, а уж только во вторую очередь - денег. В общем - всё, как ожидаемо во всех серьезных проектах совершенствования системы управления.
Но есть и неожиданные эффекты от внедрения такой системы. В силу того, что такая система направлена не просто на формирование программ, но на формирование наиболее устойчивых программ - таких, которые будут относительно безболезненно адаптироваться к изменениям условий реализации, существенно снижаются требования к стратегическому анализу и прогнозу. Или (что значительно чаще ) эти требования не повышаются ... в связи с тем, что, как правило, они и так весьма невысоки на объектах внедрения.
Выше я сказал, что стратегический "программатор" - это венец системы. Я немного слукавил. Существует еще более совершенный механизм. Суть его в дополнительном наличии модели объекта управления - модели производства, бизнеса, социально-экономической модели субъекта Федерации, муниципалитета и т.п.. При этом, пакет проектов-кандидатов отображается на модель объекта, и уже на основании этого оценивается его эффективность. Получается, что оценивается эффективность не для каждого проекта в отдельности, а для всего их комплекса - для программы. И пользователь, получает в таком случае результат, в котором проявляется эффект синергии. Поэтому теоретически возможна такая ситуация, в которой оптимизатор сформирует программу из вариантов проектов, каждый из которых убыточен, но в целом вся программа будет прибыльная.
Это "высший пилотаж" в сфере стратегического планирования. И все проблемы внедрения систем стратегического планирования несравнимы с тем эффектом на объекте управления, который теперь становится доступным.
И да, стратегическое планирование лишь делает эффект более доступным, а извлекают его уже другие уровни управления.