Всё так и взывает сегодня, в преддверии нового года, к тому, чтобы мы с головой окунулись в самолюбование своими страданиями. Наиболее способствуют этому несущиеся отовсюду "поздравления", основная суть которых : «Живы - и уже хорошо!», «Лишь бы не было еще хуже!» и т.п. Как-то совсем много под финал этого года повылазило в публичном пространстве театральной трагичности с натужным ёрничанием от мелких ЛОМов (по аналогии с мелкими бесами), паразитирующих на страхах и унынии толпы. Но это - с одной стороны, а с другой стороны громыхают вымученные попытки уже намного более жирных (во всех смыслах) ЛОМов цепляться за юбилей СССР и за то, что раньше было хорошо, а нынче уж и … «царь – не настоящий!». Эти ЛОМы сильно отличаются друг от друга, но и те и другие – про поражение. Одни – про спасайся, кто и как сам может, а другие – про то, что только СССР может стать основой победы, … а далее логика простая: раз СССР невозможен, то и победы ждать не стоит.
И в этом, как правило, нет ничего личного – просто бизнес! Публичная позиция этих персонажей является вполне эффективной ... с маркетинговой точки зрения. «Ежу понятно», что быть пессимистом в такой ситуации – вполне локально выгодная стратегия. Публичный пессимизм с нотками мизантропии сегодня многими неискушенными потребителями медиа-контента, находящимися в унынии, воспринимается как мудрость, а иногда – и как особая осведомленность, что в такие времена является своего рода социальной валютой (см. «Фиолетовые лучи» Паустовского). И мало кому удается победить соблазн не вкусить социального статуса от тех щедрот, которые предлагает сегодня обстановка. Отсюда и столь популярное театральное - на потребу толпе - самолюбование в страдальческом свете. Эмоциональный резонанс, соотнесение себя с героем и всякая тому подобная хрень ... технологии известные и хорошо отработанные.
В свою очередь, "те, кому положено", занимают публично активную позицию: вдохновенно демонстрируют обществу индикаторы процесса формирования чего-то другого, не того, что было раньше. Там закон, тут указ, тут еще что-то, что обязательно что-то изменит ... якобы! И обязательно – к лучшему! И уже вот оно - лучшее, и только дураки и враги этого не видят! Общество, естественно, слушает всё это в пол-уха и держит фигу в кармане, ибо – «дураков нет!». Перефразируя : «Вы делаете вид, что внушаете оптимизм, мы делаем вид, что вдохновляемся!».
Все это похоже на клубок проблем, противоречий, взаимного недоверия, взаимного обмана и много чего другого. Клубок, пропитанный мещанством, инфантилизмом, паразитизмом, ленью, мелочностью и т.п. Этот клубок, набирая скорость, слегка подпрыгивая на ухабах и чавкая всей этой источающей миазмы склизко-липкой пропиткой, катится куда-то …. А куда он может катиться? Вверх? Вверх не может, поскольку вверх его может только кто-то катить - нужна какая-то сила, чтобы двигаться вверх. А какая может быть сила, если мы живем в мире абсолютизации классического "лебедь, рак, да щука" ? Сам по себе этот объект катится только вниз. И может быть, когда-то, достигнув дна, он ударится об него с такой силой, что оставшаяся в нем упругость тех, кто всегда сопротивляется (и потому на них можно опереться), выбросит этот клубок на новый уровень вверх? Да, это против законов физики, хотя ... если упругость тела срезонирует с колебаниями препятствия, то может и получиться. Можно выскочить на более высокий (чем был изначально) уровень, или хотя бы оказаться выше, чем другие, которые сегодня так же, как и мы, катятся вниз. Тоже был бы неплохой результат. Но нельзя, чтобы клубок медленно сползал ко дну, поскольку удара не получится, а значит и не получится отскока от дна. Чем сильнее мы сдерживаем падение, тем выше вероятность того, что будем иметь слабый импульс при встрече с дном. Получается, что нас ждет очередная шоковая терапия? Возможно. Мы (моё поколение и поколения более старшие) всё это прекрасно помним. Поэтому мы понимаем, что если долбануть со всей дури общество о дно (о кризис, о войну и т.п.), не подготовив основу его новых внутренних структур, мы получим просто «шмяк», деградацию и развал. Следовательно, категорически необходимо, чтобы в ходе падения происходила очистка структуры, тогда у системы есть шанс приобрести упругость. А для этого требуется, чтобы в систему пришли люди, способные на то, что последние 30 лет считалось моветоном – способные держать позицию. Держать позицию, несмотря ни на что. Прав – не прав – всё равно!
Сегодня маятник социально-политической и культурной эволюции пошел в обратном направлении, и теперь на какое-то время просто необходимы комиссары. Да, они ортодоксальны, фанатичны, недоговороспособны. Да, они по современным меркам в массе - слабообразованные (иначе – откуда фанатичному удержанию позиции взяться?) Они, безусловно, наломают кучу дров, и значительная часть леса – в щепки. Да, их потом придется как-то нейтрализовать. Но они – опора. Не нравится слово комиссары – можете использовать любое другое, например, опричники. Будь то комиссары или опричники, но они обеспечат необходимую очистку массовой субъективной реальности от той шелухи, которая на нее наросла годами и стараниями людей с "тонкой душевной организацией" и "комплексным подходом" к решению задач. Ни то ни другое не является абсолютно плохим, но в силу несовершенства и того, и другого в системе накопилось столько противоречий, что, кроме как разрубанием гордиева узла, их зачастую просто не разрешить. Для этого комиссары и нужны.
PS. А вот интересно: моя старая кожанка сойдет за комиссарскую ? :-)