Любая система управления подобна водоему, в котором живут разные виды рыб. Единство и борьба видов, системы формирования и сохранения баланса - все это есть в обеих экосистемах. Однако, в отличие от экосистемы водоема, элементы любой системы управления обладают свойством мимикрии. Если проецировать это свойство на экосистему водоема, то окунек, запущенный туда, где сплошные караси, тоже станет карасем. Со временем. Но обязательно.
Толстый, жирный, неповоротливый, не очень умный, зато дипломами о модном образовании и весьма премудрый карась с какими-никакими ... зубами – вот символ любой системы управления, достаточно давно существующей в относительном комфорте.
Почему карась, а не окунь, или не щука? А потому что хищники, как правило, не умеют между собой договариваться. И если в пруд запустить одних хищников, то со временем в нём не останется никого из них – сожрут друг друга, а последний сдохнет с голоду.
Хорошо карасям, когда у них всё хорошо! Установи баланс и благоденствуй! Солнышко встало - поел, днем поспал, вечером - опять поел, ночью - поспал. Благодать! Но у любого водоема, в котором живет много карасей, есть еще одна проблема, о которой знает любой рыбак – глисты. Со временем практически все караси в водоеме заражаются этими паразитами. При этом, если есть в водоеме какое-то количество щук, то они жрут слабых и неповоротливых карасей - тех, которые, как правило, больны глистами. Таким образом как-то поддерживается здоровье популяции карасей, да и вся экосистема водоема.
Но то водоем. А если вернуться к проблематике систем управления, то в них практически всегда мы увидим задачу, которая очень похожа на задачу восстановления здоровой экосистемы водоема – необходимо подобрать для конкретного водоема, заплывшего жиром и поголовно зараженного глистами, щуку, которая там наведет порядок.
Чтобы провести более отчетливые параллели, поставим мысленный эксперимент. Представим себе, что есть больной водоем. Имеется в наличии также некоторое множество щук – кандидатур, из которых необходимо выбрать ту, которую следует отправить в водоем, чтобы она его излечила.
Щуки все разные. Какую из них выбрать?
Для начала выбираем самую активную, самую борзую, самую изголодавщуюся щуку и кинем её в водоем. Что начинает происходить?
Щука начинает, сломя голову, жрать!
Она изголодалась, а вокруг – сплошь и рядом – караси! Вот они – на блюдечке с голубой каемочкой! Вкуснятина! Даже практически не убегают. У них и сил нет убегать, да и как-то не привыкли. Толстые, неповоротливые, тупые, непуганые… одного сожрала, другого, третьего… а четвертого уже – еле-еле…
Нажралась! Теперь бы отдохнуть!
Полежала на мелководье на солнышке, в полудрёме понаблюдала за тем, как лениво суетится еда, на которую она имеет полнейшее право. Всё хорошо, всё на месте! Благодать! А как чуть проголодалась – так же лениво, как и лежала, сожрала пусть не самого пузатого и... глистатого, а того, который просто поближе, который мимо пробегал. И пофиг, что не самый толстый. Голод уже не сосет под ложечкой – еще прошлые караси не переварились полностью, можно и не суетиться.
Проходит какое-то время, караси, сообразив, что к чему, начинают щуке уже сами притаскивать «красавицу» - как отступные дракону, чтобы и щука не свирепствовала, да и у самих всегда найдется какой-то отщепенец, вякаяющий что-то на в тему. Одним ударом - двух зайцев... то есть - карасей. Или щук - тут уж кто с какой стороны будет смотреть.
Но со временем, когда жрешь глистастых карасей, то и у самого глисты заведутся. И вот уже и у нашей щуки как-то подозрительно разбарабанило пузо. Ну и что с того? Это даже лучше - уже есть общие темы для обсуждения с «сообществом» водоема, можно теперь хотя бы о глистах поговорить! Как никак - это теперь родное, практически, близкое сердцу каждого! На базе этого можно выстроить доверительные отношения с сообществом. Не успеваешь оглянуться, вот уже караси и щука устраивают совещания, тимбилдинги и т.п., а потом и... домами дружат.
Проходит время и щука преображается. Да, в щуке остается еще некая форма: как минимум – суровая морда хищника, какие-то хищные позы, хищный окрас, но нутро у нее уже всё карасёвое – одни глисты.
Экосистема водоема медленно деградирует.
Это плохо.
А давай мы отправим в него несколько щук!
Давай! А сколько? Если отправим мало, то с каждой щукой произойдет то же самое, что и в случае с одной. Просто одна щука будет в одной части водоёма проходить «заглистовку», а другая – в другой. Но если отправим много, то они быстро сожрут всех карасей и начнут жрать друг друга. И, в итоге, все сожрут друг друга, а последняя сдохнет с голоду! В результате – ни карасей, ни щук!
Это плохо.
Но можно же следить за тем, чтобы…
Конечно же можно следить за тем, что происходит в водоеме, отслеживать динамику баланса, динамику зараженных глистами и еще тысячу параметров! Но это сложно! На это могут уйти все силы верхнего уровня системы управления! Затянуть верхний уровень управления в проблемы нижнего - да это же хрестоматия манипуляций в системе управления! Мы это предлагаем?
А давайте тогда построим ситуационный центр! Все заавтоматизируем! И волшебные математические модели будут нам ...
А нате – стройте!
Проходит какое-то время и «вдруг» становится понятно – ситуационный центр строят точно такие же караси, и эксплуатируют его они же. И хоть и живут они в другом водоеме, но там тоже - глисты! Глисты там другие, но всё равно - глисты. Поэтому практически те же самые проблемы! Мир-то самоподобен!
И что дальше?
А дальше - начинаем лихорадочно менять щук в разных водоемах… ну хоть что-то же надо делать!? Не сидеть же сложа руки и наблюдать, как всех уже просто распирает от глистов? Не понимаем, что и зачем делаем, и к чему, в итоге, всё это приведет, но это для нас не важно! Главное - что-то делать! Делать, делать, делать! Придумаем себе теорию «тысячи мелких полезных дел», будем отовсюду тащить «бэст-практики», начнем нахлобучивать на всё это «миссии компании» и кучу прочей планктонно-офисной белиберды. Лишь бы что-то делать, когда совершенно не понимаем, что делать. Ну а чего тут думать-то?! - Прыгать надо! Главное – побольше активности. Барахтаемся.
И жизнь кипит! Щуку из одного пруда с помпой и чуть ли не под фанфары тащим в другой, а из этого другого – в первый – местную щуку. А то, что все видят в этот момент, что у щуки скоро пузо лопнет от глистов… ну так чтобы не успевали это как-то осознать и невыгодно для нас проинтепретировать – срочно еще другую щуку переместить. И фанфары! Фанфары по любому поводу, и погромче! Кипит жизнь, булькает!… Как дерьмо с дрожжами. И главное тут - с дрожжами (фанфарами) не переборщить.
И в целом - всем хорошо. Кое-как установился некий баланс - консенсус. А то, что глисты везде… Ну так, а что с того? – мир-то фрактален! И если это так, то что мы можем сделать? Мы - сирые и убогие!
Мы же просто подчиняемся закону природы! Или закону божьему. Тут уж кому за чем удобнее прятаться.
Ну а то, что мы проигрываем войну с глистами… Эй! Кто это сказал? Кто это там такой умник?! Вяжи его! Тащи щуке!