Грумпус: мастер защиты

  Не все мечекиты – существа из открытых вод со впечатляющими, красочными отметинами. Некоторые виды пошли по другому пути.

  Живущее в самых глубоких полярных водах Серины ста миллионов лет ПУ, самое странное из больших мечекитов, это существо настолько отличается от своих родственников, что его родословная почти полностью непонятна. Достигающий четырёх метров в длину и около полутонны в весе, этот странный и колючий тупоголовый грумпус действительно является чем-то, что стоит увидеть.

  Тупоголовый грумпус не является близким родственником гигадона или другого крупного пелагического мечекита этой эпохи, но разделяет с ними меньшего прибрежного предка конца криоцена. В то время как его родственники вышли в открытое море и являются быстрыми пловцами, грумпус остался приспособленным к жизни у морского дна и является медленным пловцом. Теперь он – одиночный специалист по поеданию моллюсков, используя сильные челюсти и тупые зубы для измельчения раковин двустворок и глубоководных улиток. Он плавает медленно, очень низко, но чуть выше дна, поэтому его движения перемешивают осадок и делают видимость низкой. Для грумпуса это не так важно, поскольку он находит пищу через осязание. Его предки развили удлинённые плавники, которые они использовали для поиска пищи в песке. Со временем два луча грудных плавников стали длинными и независимыми стержнями, предназначенными для этого, позволяя рыбе добывать пищу даже ночью, без использования света. Он стал ночным, и, поскольку он вдобавок одиночен, его окраска стала приглушённой для маскировки, и грумпус избегает неприятностей благодаря ей, защитным чешуйкам и территориальному характеру.

  Но это перестало быть достаточным, когда другие мечекиты стали крупными и грозными хищниками, а грумпус стал уязвим для предков гигадона, научившихся переворачивать его на спину, где оборонительная чешуя была тоньше. Два вида вступили в эволюционную гонку, развивая лучшие и лучшие тактики: гигадон для убийства грумпусов, а грумпус для выживания. Сегодня грумпус, что уникально в такой борьбе, выиграл. Его вытянутые грудные лучи становились толстыми и крючковатыми, став оборонительным орудием, с помощью которого можно бить и колоть глаза и жабры нападающих, сдерживая даже наиболее агрессивных особей. Он может остановить даже группу хищников, перемещая каждый луч почти на триста шестьдесят градусов. Первый луч спинного плавника постепенно стал пятым подвижным оружием, приняв форму, аналогичную грудным шипам, через мутацию, а вдоль хвоста развилась ороговевшая броня чтобы хищники не могли перевернуть рыбу и ударить её по животу. Предки гигадона перешли на специализацию на более лёгкой добыче, и поэтому на сегодняшний день взрослый грумпус спасён от хищников. Когда ему угрожают, этот морской носорог просто упадёт на морское дно и вытянет все свои шипы, после чего немногие существа опять будут пытаться причинить ему вред.

  Из-за того что детёныши грумпусов всё ещё уязвимы для хищников, хотя они также рождаются довольно большими, как у прочих мечекитов, грумпус стал редким примером рыбы, проявляющей родительскую заботу. Обычно рождается один детёныш, и в течение первых двух лет он остаётся близко к матери, полагаясь на её защиту, в целом показывая удивительно долгие и сложные родительские отношения для рыбы. Половая зрелость наступает поздно, и самки не спариваются почти до тридцати лет, а медленная, неторопливая жизнь, разрешённая защитой, позволяет этим рыбам прожить около ста лет.