Триббеты позднего термоцена: прыгуны

  Триббеты, наземные потомки грязероек, продолжают процветать в тропическом климате, который Серина предложила им с начала термоцена, опираясь на свою адаптацию для жизни на суше и делая её своим домом. Они обосновались по всему миру и заполнили ниши некоторых земных рептилий и амфибий. В основном это холоднокровные существа, которые зависят от окружающей среды для поддержания температуры тела. В основном они снуют по лесной подстилке, подтягивая себя когтями, полученными из плавниковых лучей, или живя на деревьях, передвигаясь там с поддержкой длинного хвоста. Одна группа триббетов стоит упоминания на этой остановке в позднем термоцене – это прыгуны.

  Уже ставшие полностью наземными пятьдесят миллионов лет назад в благоприятных тёплых и влажных условиях, в их успешных линиях появились новые адаптации и специализации, которые не встречаются у их родственников. Среди них было развитие более правильных передних лап, ставших не просто долей с когтями, а комплексом из нескольких костей и суставов, позволивших увеличить подвижность. Хвост у этой группы также развил дополнительные суставы, напоминая скорее дополнительную ногу, чем хвост. Две передние конечности немного выступают наружу, но хвост расположен непосредственно под телом и функционирует как конечность. Он оканчивается тремя или четырьмя хватательными пальцами, окаймлёнными ороговевшими когтями и способными даже хватать у некоторых видов, обеспечивая скорее дополнительную руку. Так что некоторые «прыгуны» стали древолазами. У них также начинает ещё больше проявляться шея, ставшая длиннее и способная вращаться примерно на девяносто градусов, позволяя животному оглядываться в поисках пищи или опасности без необходимости вращать всё тело.

Два вида прыгунов позднего термоцена: частично древесное всеядное сверху и наземный хищник ниже, показанный в состоянии покоя и в погоне за добычей.

  Прыгуны – мелкие животные, редко крупнее крысы, но они способны успешно конкурировать с родственниками, которые иногда больше них. Это происходит из-за того что метаболизм прыгунов выше, чем у других видов, а потому они более активны, чем другие их родственники, и этот признак развивался вместе с их адаптацией к более быстрому перемещению. Поскольку они стали способны поддерживать более постоянную температуру тела, им больше не надо прогреваться в начале дня, поэтому они способны быть активными даже в прохладные или пасмурные дни, в то время как другие триббеты будут вынуждены уходить в норы и ждать улучшения условий. Они полностью потеряли спинной плавник, больше не нуждаясь в нём для терморегуляции.

  Кроме того, прыгуны являются первыми триббетами, развившими твёрдое нёбо в верхней челюсти, которое отделяет рот от носовых камер, позволяя им дышать во время кормления. Их дыхание эффективнее, чем у их предков, и они способны вдыхать и выдыхать почти одновременно, получая из каждого вдоха больше кислорода. Это ставит их наравне с птицами, обходя даже млекопитающих, которым нужно выдохнуть перед тем как вдохнуть, тратя в процессе значительный процент кислорода. Лёгкие прыгунов тоже стали лучше: они стали камерными. Увеличение пространства для газообмена увеличивает количество кислорода, которое они могут получить, а потому они могут быть активными, не уставая, дольше. В тёплых условиях прыгуны настолько же активны, как полностью теплокровные птицы, становясь менее активными при десяти градусах по Цельсию. Большее количество кислорода позволило им развить более крупный мозг и социальное поведение, а некоторые прыгуны развили родительскую заботу, перенося потомство к пище или прочь от хищника, а не бросая их на произвол судьбы.

  Хотя некоторые триббеты конвергентно схожи с тетраподами, особенно в передних лапах, челюсть триббетов значительно отличается, сохраняя частичное строение челюсти рыбы, в частности, челюсти у многих, включая прыгунов, выдвижные, удлиняясь при открытии и втягиваясь при закрытии, из-за того что верхняя челюсть прикреплена через подвижный сустав к передней и боковой части черепа. Крепящаяся снизу к предчелюстной кости и нижней челюсти, образовавшейся из слияния нижнечелюстной кости с жаберной крышкой, пасть открывается при помощи скольжения верхнечелюстной кости из почти горизонтального в почти вертикальное положение, в процессе двигая обе челюсти вперёд. Удлиняя свои челюсти таким образом, хищные прыгуны могут повысить шанс схватить добычу, а травоядные ненамного увеличить охват. Однако прыгуны не разработали ещё одного способа для улучшения предкового триббета: они могут жевать, лишь скрежеща челюстями вместе, полагаясь на желудок для выполнения остальной работы.

  Уши триббетов прикреплены к жаберным крышкам. Остаток мясистых жаберных покровов, ухо у многих триббетов становится более эффективным устройством, которое можно вращать для определения источника шума. Оно передаёт звук вниз, в костные жаберные дуги под черепным корпусом, и функционирует как ушные каналы, передавая звук в мозг. Так как они происходят из жаберной кости, уши прыгуна движутся вперёд при открытии челюстей, находясь прямо за глазом при открытии челюсти, а при закрытии – у задней части черепа.

Движущаяся диаграмма, показывающая основные кости, участвующие в открытии и закрытии челюстей триббета.