Рыбы моря и берега: мечекулы и грязеройки

  В середине темпусцена живородящие рыбы значительно диверсифицировались. От крошечных колонистов развилось огромное количество новых линий. Гуппи дали начало десяткам различных пресноводных линий, от небольших мелководных видов до речных травоядных размером с грузовик, которые потребляют более ста восьмидесяти килограмм зелени в день и рожают до ста тысяч плавающего личиночного потомства за раз. Они не дают родительской заботы и, хотя не откладывают икру, они полностью полагаются на шанс того что один-два крошечных новорождённых доживут до зрелости, поскольку они борются со множеством новых хищников. Из пецилий и меченосцев возникли кишащие во всех солёных водах океана мечекулы, акулоподобные плотоядные с пугающими зубастыми пастями. У обоих полов сильно вытянуты хвостовые мечи, и эти быстро движущиеся рыбы используют их, чтобы проноситься через косяки рыб и оглушать их, затем поворачиваясь для поедания жертвы. Обладая сложным социальным поведением, мечекулы охотятся в стаях, ловя рыбу в шары-приманки и делая так, чтобы им было некуда уплыть, для облегчения кормления. Чтобы облегчить общение, они могут быстро засветить или погасить серию пятен на их боках, отражающих свет. Эти рыбы развили плацентарную завязку, с помощью которой они питают детёнышей в утробе, рождая таким образом меньше детёнышей, каждый из которых лучше подходит для самостоятельного выживания после рождения. Взрослые особи движутся к берегу, рожая в защищенных плавающих зарослях водорослей, где молодняку безопаснее, чем в открытом море.

Опаловая мечекула, Ensificaudix opaloricaдвух с половиной метровый хищник открытых морей Серины. Типичный член этой группы, она с сородичами плавает в свободных стаях, и они работают вместе для атаки на косяки мелких рыб, молотя их хвостами для оглушения.

  На тёплых, тропических грязевых равнинах причудливые грязеройки, маленькие, странной формы существа с приземистыми, похожими на жабье телами, выпуклыми глазами, огромными ртами и уплощёнными животами выпрыгивают с приливной волны на берег, чтобы охотиться на живущих у моря насекомых и ракообразных при помощи своих игольчатых зубов и крупных челюстей. Дальние родственники меченосцев, произошли они от гуппи; их эволюционная история так же сильно отличается. В основном они покинули море и ползают по песку на перепончатых грудных плавниках, периодически помогая себе коротким хвостом, который функционирует как пружина, которая катапультирует их в безопасное место во время опасности. Выживают над водой они, поглощая атмосферный кислород через пронизанную кровеносными сосудами пластину на крышке рта, и в меньшей степени через всю кожу, как саламандры. Пока эти структуры остаются увлажнёнными, они позволяют рыбе выживать вне воды. Грязеройки наземные с рождения и способны дышать воздухом с младенчества, они утонут, если окажутся в воде на долгое время, их жабры уменьшились, а плавательные пузыри рудиментарны – плавать они больше не могут. Когда угрожает опасность, они, вместо того чтобы уходить в воду, устремляются в сложные норы чуть ниже линии прилива, которые лежат на полметра ниже земли и состоят из серии полузатопленных камер. Каждая камера содержит воздушный карман, который сохраняет свежий насыщенный кислород только из-за походов рыбы за ним. Грязеройка выходит на поверхность, выносит обеднённый кислород и возвращается обратно в нору с глотком свежего воздуха, чтобы заполнить свои резервы. Эти воздушные карманы поддерживают жизнь рыбе когда начинается прилив и система нор погружается под воду Норы грязероек могут использоваться около двумястами рыбами и со временем становятся довольно сложной структурой. Различные камеры используются для различных целей – расположенные наиболее глубоко становятся хранилищами пищи, которая дольше не портится в почти бескислородных прохладных условиях, а расположенные неглубоко, насыщенные кислородом и тёплые камеры становятся родильными домами. Новорождённые большие и хорошо развитые, когда покидают тело матери, но под землёй остаются надолго, прежде чем пойти охотиться самостоятельно, кормят их взрослые особи колонии. Последнее – непреднамеренно, поскольку грязеройка будет тащить свою добычу сначала в колонию, чтобы избежать её кражи конкурентом или не привлечь хищника, однако это позволяет молодняку собираться доедать объедки.

  Молодые грязеройки будут оставаться под землёй, кормясь на объедках, в течение тридцати дней, пока они не выйдут из норы, чтобы пойти охотиться самостоятельно и привносить свой вклад в поддержание колонии. В них доминируют самцы, большие, яркие, очень территориальные по отношению к своим соседям, но по мере роста колонии один самец не может контролировать такое количество самок, со временем предоставляя самцам на окраине колонии без собственного гарема возможность спариваться, когда самки поднимаются над землёй чтобы покормиться. Молодые самцы изгоняются из колонии в зрелом возрасте, немногие из них смогут начать новую систему нор, собственную колонию. Те, кто этого не делают, выживают в небольших норках-укрытиях и для распространения своих генов полагаются на тайные атаки на неохраняемых самок других самцов. Когда угрожает хищная птица, каждая рыба мгновенно исчезает в песке и запечатывает вход в свою нору пробкой из грязи, пока они не будут уверены в исчезновении угрозы. Колония может оставаться под землёй в течение целого дня, питаясь запасённой в глубине пищей.

  Большая часть рациона грязеройки состоит из насекомых, раков-отшельников и других членистоногих, а также случайно попавших на берег рыб, хотя крупные виды могут устраивать засады на мелких птиц. Один род специализируется на двустворчатых моллюсках, совершая регулярные вылазки вниз по крутым скалам в глубокие приливные бассейны, вытаскивая их из-под ранее затопленных камней и разбивая раковины огромными квадратными зубами, чтобы добраться до мяса. Другой род эволюционировал, чтобы кормиться вдали от побережья и прибоя, отказавшись от колоний и живя в одиноких норах возле деревьев, которые просто касаются уровня грунтовых вод. Одно особенно многообещающее семейство грязероек фактически покинуло приморскую среду и переместилось в глубь материка, строя свои норы по берегам пресноводных прудов и рек. Здесь они охотятся на раков, водных насекомых и наземных беспозвоночных, сверчков и улиток, которых они добывают, отползая на пятьдесят метров от воды через влажные опавшие листья и даже переходя через небольшие брёвна и упавшие ветки, если те встретятся на их пути. В дождливых условиях члены этой группы могут передвигаться дальше километра в глубь материка, копаясь во влажной почве или прячась под брёвнами, чтобы сохранить влагу между водными бассейнами. Большинство одиночных материковых видов окрашены незаметно, но некоторые из них, наоборот, весьма яркие, их невозможно упустить из виду с их оттенками красного, синего и жёлтого, что показывает их смертельную токсичность в слизистой кожи из-за их рациона, включающего в себя большое количество ядовитых муравьёв.

  Семиточечная грязеройка, Ranacephalus septulocus, является пухлым колониальным видом грязероек, который процветает вдоль морских берегов и приливных устьев Сьеррского субконтинента, где он обитает в больших и сложных системах нор чуть ниже приливной линии. Большинство самцов грязероек крупнее и ярче самок, но у некоторых видов наоборот, самки ярче. Также несущая потомство самка становится опухшей за несколько дней беременности (как на изображении), соперничая с весом партнёра. Однако большинство видов, даже в их абсолютном проявлении, вряд ли можно считать крупными. К примеру, семиточечная грязеройка в среднем шесть с половиной сантиметров в длину и весит не больше пятидесяти грамм. Несмотря на то, что они являются потомками гуппи, сегодня их хвосты, весьма короткие, функционируют всего как случайное усиление для броска в нору или другое безопасное место.