Рукорыбые

  В среднем пангеацене, через двести двадцать восемь миллионов лет после колонизации Серины, рыбы прочно обосновались на суше рядом с птицами. Полностью наземные потомки живородящих пециллид, произошедшие от ранних, ещё земноводных грязероек, они разошлись в адаптивной радиации в многочисленных формах, включая теплокровных триббетер, но это лишь одна из ветвей разнообразной клады – триббетов.

  Первые триббеты произошли от грязероек примерно сто пятьдесят миллионов лет назад, но сама группа, включающая всех грязероек, появилась около двухсот лет назад. Ранние грязеройки развили подвижные передние конечности и пальцевидные плавниковые лучи для ползания по суше, но триббеты развили полностью водонепроницаемую кожу, парные лёгкие, развившиеся из ответвлений желудка, и хвост, приспособленный для перемещения вверх-вниз по дуге, а не исключительно из стороны в сторону, что повысило эффективность их передвижения по земле. Хотя точно определить появление первого триббета сложно из-за того, что их эволюция была постепенным процессом изменения, несомненные ранние триббеты развились к шестидесяти пяти миллионам лет ПУ, хотя мало менялись до потепления климата в начале термоцена через десять миллионов лет.

  Триббеты эволюционировали, приспосабливаясь к трипедализму, приспосабливая плавники и хвосты одновременно в качестве ходильных конечностей. Несмотря на различное их происхождение, естественный отбор в некоторых группах, триббетерах в частности, изменил обе структуры в аналогично сочленённые ноги, похожие на ноги четвероногих. У прыгунов и их более поздних потомков, молодонтов, структуры передних и задней конечностей настолько похожи, что внешне стали почти идентичными. В хвосте развилась серия суставов, позволяющая ему сгибаться и разгибаться аналогично задним ногам млекопитающих или рептилий, причём на его конце развилась несущая вес мускулистая подушечка, несущая окостеневшие расширения позвоночника, функционирующие как пальцы. «Запястье» ранних грязероек вытянулось в суставную ногу с плавниковыми лучами-пальцами, что даёт впечатление общего происхождения всех трёх конечностей несмотря на различия исходных структур.

  Но это относится не ко всем триббетам. Во время термоцена они значительно диверсифицировались. От изначальной точки в виде двух хватательных когтистых передних конечностей и хвоста, позволяющего локомоцию, похожую на гусеничную, несколько групп экспериментировали с рядом вариаций изменения предкового плана тела. Среди них были ранние предки триббетер – рептильные формы с расставленными по бокам ногами, некоторые червеобразные виды и даже животные, ходившие не на самих ногах, но на длинных пальцах. Большинство этих аберрантных форм были уничтожены во время термоцен-пангеаценового вымирания, оставившего несколько примитивных видов и один – триббетер, а экологический вакуум позволил им диверсифицироваться. В то время как трибтилии с расставленными по бокам конечностями и похожие на млекопитающих триббетеры с ногами под телом стали доминирующими группами, они не были единственными. Несколько групп триббетов стали аналогичными некоторым ранним формам, включая безногий план тела, появившийся вскоре после вымирания, но самой удивительной группой стал отряд хейрихтисов, или рукорыбых.

  Вместо увеличения рук, как это сделали триббетеры, рукорыбые, произошедшие от какой-то маленькой и похожей на ящериц древесной формы, начали развивать длинные пальцы для лучшего карабканья по ветвям возвращающихся лесов. Сама рука оставалась маленькой и примитивной, но первые три длинных пальца, подходивших для лазания и держания ветвей, стали длиннее и прочнее, и в итоге превратились в функциональными руки, развив собственные небольшие выступы, ставшие фрактальными пальцами. Тот же процесс произошёл в хвосте – позвоночник оставался коротким, но из хватательного хряща образовались боковые пальцы, идеально приспособленные для прочного захвата ветвей. Со временем эта структура развилась до состояния, напоминающего пару ног – большую хватающую руку, возникшую из короткого хвоста и развившую меньшие расширения ткани для улучшения сцепления, которые в итоге тоже стали отдельными пальцами. Эти формы известны как лягушки-пауки из-за их общего сходства с земноводными, с широким ртом, большими глазами и гладкой, хотя и непроницаемой кожей, сочетающегося с четырьмя длинными пальцами на передних конечностях, используемыми для захвата пищи или лазания. Большинство видов всё ещё насекомоядные, используют пальцы для захвата добычи и запихивания её в зубастый рот. Но некоторые формы стали засадными хищниками птиц и других триббетов, цепляясь за ветки хвостом и раздвигая пальцы, хватая любое пробегающее или пролетающее мимо животное. Называемые падёнками, они развили вытянутые тела, похожие на тела угрей, способные закручиваться вдоль ветки. Замаскированные под кору, они лежат в ожидании, держась за ветку сильной хвостовой рукой, пока под ними не окажется какое-то мелкое животное. Пока добыча не окажется в пределах досягаемости, они будут лежать неподвижно, только двигая большими глазами; если жертва окажется рядом, они ударят с огромной скоростью. Пальцы замкнутся в клетку вокруг незадачливого животного и подтянут его к сильным челюстям хищника, где оно и погибнет. С медленным метаболизмом падёнки могут долго ждать появления очередной добычи и будут двигаться редко, с наступлением темноты, неуклюже передвигаясь, как гусеницы, по ветвям.

  Некоторые лягушки-пауки являются более активными хищниками, прыгающими и гоняющимися за добычей. Вершиной этого эволюционного пути, а также триббетами с наиболее специализированными пальцами и хвостом из всех, являются гиббеты, семейство наиболее аберрантных лягушек-пауков, появившихся примерно пятнадцать миллионов лет назад.

  Гиббеты – это лягушки-пауки с двумя гипертрофированными плавниковыми лучами на передних лапах, которые стали настолько большими, что функционируют как отдельные руки, делая гиббетов животными-гексаподами, а также первыми позвоночными, соответствующими этому описанию. Хотя они сохраняют четыре истинных пальца на передних конечностях, только первые два являются функциональными. Хвост короткий и в нём всего три позвонка, из которых выступают сочленённые конечности, первоначально бывшие маленькими «пальцами», позволявшими хватать ветки. Каждый гипертрофированный палец стал длиннее несущей его конечности, и они работают вместе с хвостом как три пары ног, дав гиббетам исключительную ловкость по сравнению с другими триббетами, у которых одна хвостовая конечность и одна пара передних лап. Две задние ноги и четыре передние дают гиббетам преимущество при лазании, поскольку они всегда могут держаться хотя бы одной или двумя конечностями, благодаря чему редко падают. В основном они являются насекомоядными, хотя некоторые виды стали всеядными, а также их метаболизм выше, чем у большинства других триббетов. Хотя они не являются полностью теплокровными, как триббетеры, они являются мезотермными и способны поднимать температуру тела на несколько градусов выше температуры окружающей среды, а потому могут оставаться активными в более широком диапазоне температур. При этом они, как и большинство лягушек-пауков, остаются ограниченными более тёплыми местами обитания: тропическими и субтропическими лесами, где процветают в высоком пологе.

Три основных формы хейрихтисов среднего пангеацена: примитивный инсектоидный хищник справа вверху, падёнка справа снизу и шестиногий гиббет-брахиатор слева.