Рыба-древолаз

и прочие странности нанбукового леса

  На Земле бромелиевые известны тенденцией накапливать дождевую воду в цветах, образуя небольшие бассейны, в которых укрываются и размножаются насекомые и прочие мелкие животные. Что-то похожее, но большего масштаба, встречается в нанбуковых лесах Серины.

  Отдельные ложные стебли колонии нанбука напоминают пальмы и состоят из скопления ленточных листьев на высоком гладком стебельке. Эти листья водонепроницаемы и начинаются из радиальной кроны. В результате почти ежедневных осадков тропического региона, поддерживающих сами нанбуковые леса, эта чашеобразная крона накапливает дождевую воду, как листья земных бромелиевых. Однако нанбук растёт быстро, добавляя по несколько метров высоты в день, и вода, накапливаемая в кронах, постоянно вытекает и заменяется. Но вода всё равно скапливается ниже по стволу растения, в местах, где листья встречаются со стволом. Эти бассейны уже более долговечные и остаются полными, пока лист не опадёт через период от трёх месяцев до года после разворачивания, и за это время накопит много воды. Некоторые из этих листовых луж содержат около четырёх литров воды, и каждая является настоящей средой обитания в пологе леса, содержащей множество животных, которые не смогли бы выжить здесь без этой особенности.

  Наиболее многочисленными обитателями нанбуковых прудов являются личинки насекомых, которые питаются водорослевой и бактериальной плёнкой на тканях растений. Хищные, похожие на пауков клещи снуют по краям листового пруда, вылавливая слишком медлительных животных в пределах досягаемости, в то время как крошечные яркие грязеройки периодически удаляются в листовые лужи, чтобы смочить кожу в перерыве между охотой за крошечными насекомыми. Крошечные метаморфы не крупнее шмелей, которые питаются обильным нектаром нанбуковых цветов, сбрасывают яйца в эти бассейны, где вылупившиеся личинки будут питаться водорослями и личинками насекомых, но после нескольких недель выпрыгнут из полога вниз на лесную подстилку, зароются в опавшие листья и окуклятся, и вскоре появятся вновь миниатюрными взрослыми. Нанбуковые листовые пруды также содержат некоторые эндемичные виды полностью водных улиток, креветок, а также наиболее странных животных здесь – нескольких небольших видов рыб, похожих на гуппи, все из которых, по-видимому, достигли этих бассейнов и продолжают расселяться так же, прикрепляясь к ногам продвигающихся мимо животных. Большинство из них быстро созревают и размножаются, потому что в конечном итоге лист, содержащий их дом, увянет и упадёт, унося с собой воду, и у них нет иной возможности добраться до другого листа. Однако один вид, нанбуковая прудовая присоска, всё-таки способен переместиться в новый дом, когда это случается, прикрепляясь к стеблю с помощью крючковатых брюшных плавников и прилипая к листве ртом, похожим на присоску. Эта почти прозрачная, питающаяся водорослями гуппи, которая достигает всего двух сантиметров в длину, может проползти так довольно большое расстояние, даже вертикально, если условия влажные, пока не найдёт новый бассейн, подходящий для колонизации. В это время она дышит, глотая воздух кишечником, где развился примитивный лабиринтовый орган для поглощения кислорода из атмосферы. Прудовая присоска также необычна тем, что она – живородящая рыба, и колонизировала эту среду обитания не через икру, а непосредственно из ручьёв, в которых обитают близкородственные виды, приспособившиеся подниматься выше по водопадам.

  Наиболее обычными распространителями икры других рыб являются многие виды древесных крабов, все из которых утратили связь с морем и размножаются в пресной воде. Некоторые виды крабов откладывают яйца в лужах, и личинки развиваются в них. Другие используют пруды только для оплодотворения яйцеклеток, которые потом закрепляются под панцирем самки и будут время от времени увлажняться, пока не вылупятся в крошечные версии взрослых особей. Многие крабы питаются листвой деревьев, некоторые – грибами или водорослями, третьи – животными. Многие из них в зрелом возрасте не больше ногтя и редко покидают укрытие листовых луж, но некоторые являются очень большими и приспособлены для передвижения в пологе. Длинноногие хищные крабы подстерегают добычу в густой растительности, чтобы набрасываться на продвигающихся мимо сверчков или грязероек и расчленять их большими клешнями; самые крупные из таких видов достигают тридцати сантиметров в размахе ног и могут поедать птиц. Чтобы удержать добычу, они разработали липкие подушечки из микроскопических щетинок на ногах, которые дают им хватку как у геккона. Другие «гиганты» – это крабы-ленивцы, медленные травоядные, которые могут весить до килограмма. Они питаются только листьями нанбука и проводят большую часть своей жизни, цепляясь вверх ногами за прочный центр листа и объедая остальную ткань вокруг него. Из-за их медлительности на их панцирях часто образуются наросты мха и водорослей, служащие для маскировки от потенциальных хищников.

  Также существует род нанбука, которые начал извлекать собственную пользу из листовых прудов. Вместо того, чтобы позволить использовать бассейны в качестве убежищ, они превратили их в ловушки, похожие на непентесы Земли, а также на некоторые деревья-чаши. Стебли этих листьев сильно вытянуты и образуют глубокие узкие «колодцы», где встречаются со стволом. Железы стебля образуют шарики сахаристого нектара, привлекающего насекомых. Внутренняя часть «колодца» очень скользкая, и насекомые падают в бассейн, где тонут и медленно расщепляются с помощью слабой кислоты. Органическое вещество затем всасывается в ткань ствола.