Вьюркозели и бритвотравы

Вьюркозели

  Вьюркозели – группа бегающих травоядных плацентарных птиц, произошедших от орниян и обитающих во внутренних равнинах суперконтинента через двести двадцать восемь миллионов лет После Установления. Их размеры значительно варьируются, от обитателей чащ размером с лису до стадных животных размером с лошадь, и их примерно двадцать живущих ныне видов, которые, покинув деревья и приспособившись к бегающему образу жизни, сильно отличаются от других орниян. Вьюркозели являются облигатными четвероногими, с задними конечностями, расположенными на конце тела, и сдвинутым вперёд центром равновесия, препятствующим длительному двуногому передвижению. Крылья стали ходильными конечностями с сильно вытянутыми запястьями. Происходя от примитивных видов, ходящих на костяшках пальцев, вьюркозели продолжают ходить так, но эти кости у них срослись вместе, существенно укоротились и стали связанными в подушечку мягких тканей, и лишь их когти выступают на внутренней стороне запястья в виде острой защитной шпоры. Задние лапы стали сильно вытянутыми, делая этих метаморфавесов ещё более пальцеходящими, с лодыжкой, находящейся выше на половину конечности. Вес держится на кончиках необычайно длинных третьего и четвёртого пальцев, слишком сросшихся почти везде, кроме самого конца. Первый и второй пальцы подняты высоко над землёй и остаются хорошо развитыми несмотря на то, что не используются, поэтому можно предположить, что предки вьюркозелей адаптировались к бегу очень быстро, не успев уменьшить количество пальцев.

Два вида вьюркозелей: войнолик (слева) и зебьюрок (справа). Первый – броузер, питающийся листвой редких деревьев саванны, а второй – стадный грейзер. Зебьюрки мономорфны и не имеют внешних половых различий, а у самцов войноликов ярко окрашенные двигающиеся перья на голове, похожие на головные уборы коренных американцев.

  Вьюркозели обычно обладают яркими и контрастными узорами полос и пятен, которые, вероятно, служат для сокрытия очертаний больших групп, однако из-за того что они есть даже у в основном одиночных видов, вполне вероятно, что изначально этот окрас маскировал их в тусклом освещении лесов, где группа появилась – примерно также развивается окрас земных млекопитающих вроде окапи или молодых оленей. Помимо отвлекающей функции тёмные пятна также держат ультрафиолетовые узоры, видимые только самим птицам, из-за чего могут иметь в значение в привлечении партнёров и общении на расстояниях. Также основные хищники вьюркозелей, триббетеры, не могут видеть в этом спектре, а потому птицы могут послать сообщение об опасности, как секретный код.

  Все вьюркозели в основном травоядные, но у них отсутствуют специализированные механизмы кормления вив, ранних вымерших травоядных – их способ кормления примитивен и включает обрезку растительности и измельчение пищи в желудке с помощью гастролитов. Желудки вьюркозелей большие и способны разрушать траву и другие богатые клетчаткой продукты, хотя многие виды также оппортунистически питаются семенами, фруктами и большими насекомыми.

  Детёныши вьюркозелей рождаются ещё более развитыми, чем у орниян, и способными ходить в течение нескольких минут после рождения. Хотя в течение первых месяцев жизни мать будет защищать их, она не обеспечивает их питанием – ни секрецией зобного молока, ни отрыгивнием пережёванной пищи, как более ранние группы птиц. Она только приведёт детёныша к источнику пищи и косвенно покажет ему, что можно и нельзя употреблять.

  Вьюркозели являются молодой группой, появившейся в течение последних десяти миллионов лет, но, как и многие возникшие из-за экологического вакуума группы, они уже начинают вымирать из-за новых конкурентов, поскольку биосфера вокруг них восстанавливается. Хотя их метод размножения даёт им преимущество перед более примитивными группами птиц, а также частично помог вытеснить самую раннюю волну нелетающих водоптиц-грейзеров, бывших распространёнными в самом начале пангеацена, их примитивный метод кормления подводит их перед лицом недавно появившегося растения и перспективной группы конкурентов.

Бритвотравы

  Бритвотравы являются новой кладой быстро распространяющегося многолетнего подсолнечника из похожей на кактусы линии, которые конвергентно развили травянистый вид с горизонтальными ползучими стеблями и тонкими, похожими на лезвия листьями. Развившись в жаркой внутренней части суперконтинента примерно десять миллионов лет назад от похожего на кустарник предка, они примечательны крайне острыми листьями и стеблями, в которых высока концентрация кремниевых фитолитов. Многие травы уже включали кремнезём в свои ткани для защиты от грейзеров и делали это в течение сотен миллионов лет -– некоторые земные животные, к примеру, слоны, растят зубы в течение всей жизни и развили эту адаптацию в ответ на разрушительное воздействие минерала. Однако бритвотрава откладывает его не только в своих листьях, но и плотно покрывает все ткани микроскопическими иглами из него, что делает их очень неприятными для животных и эффективно защищает их от высыхания в жарком и засушливом климате внутренней пустыни, где они возникли. Недавно стали распространяться новые, более мелкие бритвотравы: они обосновались в более экваториальных регионах с помощью разносимых по воздуху семян, вытеснив более съедобную растительность, настоящие травы и клевер. Это оказало негативное влияние на ареал вьюркозелей и других птиц-грейзеров, зависящих от этих источников пищи, заставив их уходить в более северные регионы.

  Бритвотрава, как и убивающая трава, но по другой причине, совершенно несъедобна. Однако если убивающие травы производили токсичные химические агенты, у бритвотрав потребление затруднено их физической природой. Защищённые отложениями кремнезёма, они стали разрушительно действовать на клювы регулярно питающихся ими птиц, стачивая клювные зубья, необходимые для захвата и обработки растительной пищи, а в крайних случаях даже стирая кератин клюва до кости. Так птицы становятся не способны жевать, то есть, для расщепления пищи они могут только проглотить её и начать обрабатывать в желудке – это работает с другими травами, но с похожими на нож иглами бритвотрав это может привести к травмам. Бритвотравы быстро захватывают луга в сухом климате, распространяясь, как плотные и опасные растительные монокультуры, в течение в сухого сезона, когда обычные травы уже отсутствуют. Хотя вьюркозели могут потреблять небольшое количество бритвотравы в более влажные сезоны, когда она уже заканчивает отмирать и закрыта ростом настоящих трав, диета исключительно из них в течение другой части года приведёт к голоданию. По мере изнашивания их клюва и страдания пищевода от многочисленных порезов кормление становится особенно болезненным, поэтому животные уходят, пока не вернутся дожди. Районы, где осадки происходят в течение всей части года, обычно не подходят для колонизации бритвотравами, но в лучшем случае поддерживают только короткоживущие луга, поскольку сюда быстро попадают семена деревьев, и в конечном итоге они заменяются затенёнными лесами. Эти леса, в которых вьюркозели развились изначально, могут стать их последним убежищем, поскольку луга резко изменяются из-за нового инвазивного вида.

  Бритвотравы малосъедобны для птиц и редко употребляется в пищу насекомыми – даже муравьи-листорезы с трудом обрезают их. Но существует группа животных, которая обладает кое-чем, чего нет у птиц: зубами.