Гигадон: ужас моря

  Мечекиты – разнообразная группа деривативных пециллид, которые проявили адаптивную радиацию с конца криоцена, и в океанах Серины они теперь включают крупнейших животных. Названы они в честь своей родословной, поскольку, хотя у них нет хвостового меча, они происходят от меченосцев, а также они не обладают большими размерами в целом. Экологически разнообразные, эти рыбы потеряли своё сходство с ранними предками и родственниками, как мечекулы, поскольку они специализировались в новых нишах экосистемы, но самцов, пожалуй, можно узнать по наличию гоноподия, который не изменился и всё ещё используется для внутреннего оплодотворения самки.

  К этому времени мечекиты заняли самые разнообразные ниши в мировом океане. С исчезновением китовых птиц в конце криоцена ни одна из сохранившихся водных птиц не приблизилась к мечекитам по размеру, и порпоранты, а также их ближайшие аналоги, не развили никаких механизмов, позволяющих им дорасти до крупных размеров. Так что океаны термоцена снова принадлежат рыбам – и они использовали все возможности по максимуму.

  Главным хищником морей термоцена является пелагический мечекит, Gigadon oculopter. Вырастающий до одиннадцати метров в длину и весящий более двух тонн, этот обтекаемый хищник имеет большую и сильную челюсть, приспособленную не для вытягивания мелкой добычи, а для захватывания и отрывания плоти у более крупных рыб. Зубы внутри большие и конические, достаточно прочные, чтобы не сломаться при особо грубом использовании. Тело предназначено для быстрого движения, с хвостовым плавником в форме полумесяца и складным спинным суставом. Анальный плавник самца по-прежнему используется в качестве структуры спаривания и отсутствует у самок, поэтому для стабилизации рыбы брюшные плавники переместились назад. Хорошо адаптирующийся и устойчивый к разным температурам воды, гигадон встречается повсеместно почти во всех открытых и некоторых прибрежных водных средах.

  Гигадон стал грозным хищником для остальной морской живности, но этот гигантский потомок пециллид больше примечателен умом, а не силой. Эта рыба подняла большой мозг своей группы на новую величину: его мозг большой по всем стандартам, особенно – среди рыб, и гигадон имеет высокий куполообразный череп для его вмещения. У этого вида самый большой мозг по отношению к размеру тела среди всех серинских рыб, и он используется для сложного и совместного решения проблем. Гигадон, не являясь социальным, при этом является эффективным стайным хищником, который во время охоты работает в сплочённых группах, ловя добычу размером от мелких рыб и птиц до своих гигантских родственников-фильтраторов. Социальные связи у них присутствуют, но непостоянны, однако при столкновении два гигадона будут охотиться вместе для убийства особо крупной добычи, хотя, когда условия подходят больше для этого, охотятся в одиночку, но при этом общение между особями очень хорошо развито и облегчается контрастными отметинами и синими чешуйками на теле. Чешуйки для общения могут быть повёрнуты вверх и вниз для осветления или затемнения, а плавник с «глазным» пятном может быть поднят или опущен по желанию. Также в хаосе атаки проявляются быстрые изменения пигмента тела для лучшего отражения побега добычи. Рыбы их размера или меньше будут убиты сильными укусами, срезающими куски плоти с живой жертвы, а более крупной рыбе гигадон врежется в жабры с закрытыми челюстями, нанося им внутреннее увечье.

  Гигадоны не заботятся о потомстве, в целом немногие мечекиты делают это, как и их более ранние родственники. Вместо этого беременные матери мигрируют в экваториальные мелководья для рождения потомства; два или три крупных детёныша, весящие около одной десятой от веса матери, рождаются после одного года беременности и будут оставлены на произвол судьбы в мелких водах, где будут с рождения окружены другими крупными и грозными хищниками. По мере взросления детёныши будут продвигаться на север и юг, в открытые воды, и присоединятся к старшим особям. Несмотря на то, что молоди не уделяется внимание после рождения, гигадоны примечательны отсутствием каннибализма: социальные сигналы, инстинктивно подаваемые молодняком при встрече со взрослыми видами, похожи на те, использующиеся при установлении связи между кооперативными охотниками, и не позволяют взрослым охотиться на детёнышей. Несмотря на это, из-за разных размеров гигадоны имеют разные предпочтения в пище, а потому сотрудничество происходит между особями одного возраста. Наиболее быстро гигадон растёт в течение первых пяти лет, но рост продолжается до двадцати, причём обычная продолжительность жизни – пятьдесят лет. Половая зрелость также наступает поздно, после пятнадцати лет, а первые роды обычно происходят годами позже.