Подсолнуховые леса

  Во время темпусцена бамбук и подсолнечник составляют большинство древовидных растений, и оба составляют основу лесных экосистем. В основном бамбук процветает во влажных условиях, а подсолнечник в более сухих, но есть и совпадения их зон роста. За некоторыми исключениями, большинство бамбуков сейчас примитивны и образуют огромные скопления, размножающиеся при помощи раскидистых корневищ. Подсолнечники к двадцати пяти миллионам лет ПУ, однако, значительно изменились.

  Подсолнуховый лес появляется там, где осадков слишком мало для бамбука и слишком много для луговых трав. Далёкий от монокультурных подсолнуховых пустошей молодой Серины, сегодня подсолнуховый лес является уникальной сбалансированной экосистемой, в которой обитает множество видов и которая значительно различается по всему миру. Однако во всех них образуются пологи из широколиственных цветущих растений – из гигантских ветвящихся подсолнечников, живущих в течение нескольких лет и строящих свои ветви из целлюлозы, образуя в итоге древесный ствол. Подсолнуховые деревья представляют собой полифилетическую группу, произошедшую от многих разных предков, которые сошлись на схожем внешнем виде из-за одинаковых условий внешней среды. Например, виды тропического и умеренного пояса не связаны между собой, как и пустынные с джунглевыми. Таким образом, как минимум четыре линии подсолнечника развили схожий древовидный образ роста и многолетнее стояние, но внешне они похожи – древесные стволы, разветвляющиеся вверх в более мелкие растущие побеги. Листья широкие и плоские, и питательные для травоядных, и либо волосистые, как у предкового подсолнечника, либо гладкие – это зависит от вида. У подсолнуховых деревьев меньшая, чем у земных деревьев, продолжительность жизни, но из-за быстрых темпов роста этого достаточно, чтобы достичь двадцати или больше метров в высоту. Подсолнуховые деревья размножаются через семена, которые следуют после ярких эффектных цветов, иногда всё ещё жёлтых, а иногда и другого цвета. Они опыляются жуками и медоносными муравьями, или, реже, ветром, у этих подсолнухов бесцветные цветы без видных лепестков.

  Как и у современного подсолнечника, у этих семена питательны для птиц. В умеренном климате выживание молодых птиц в первую зиму может полностью зависеть от урожая семян. Если осенью деревья не дают больших урожаев, молодняк не может откормиться достаточно, чтобы пережить миграцию, или голодает. Стаи певчих птиц-семяедов собираются на крупные урожаи, садясь на щетинистые ветви настолько густо, что те гнутся под их весом. В тропиках подсолнуховые деревья эквивалентны земному инжиру – где-то почти всегда будет одно плодоносящее дерево, что обеспечивает надёжный источник пищи для животных тропиков в любое время года. Поскольку подсолнуховые деревья растут быстро, они первыми колонизируют пожарища, однако отдельные деревья восприимчивы к пламени и быстро сгорают, их сок легковоспламеняющийся и пробковая древесина горючая. Длительный пожар может полностью уничтожить отдельные участки подсолнухового леса, полностью разрушая стволы деревьев до пепла и оставляя после себя лишь поле древесного угля. Однако всего через несколько месяцев полностью обугленный лес вернётся в состояние ярко-зелёного сада, поскольку деревья вернутся в виде корневищ и семян в почве. Леса полностью сгорают и восстанавливаются примерно каждые два десятилетия, что означает, что немногие достигают своей потенциальной естественной продолжительности жизни или размера, но их темпы роста компенсируют это. Подсолнуховое дерево легко вырастает на четыре метра в высоту и зацветает в первый год – преимущество эволюции от придорожного полевого цветка, означающее, что даже короткого сезона достаточно для завершения поколения. Однако любое место, где дереву удаётся вырасти до пятнадцати-двадцати метров, является воистину удивительным зрелищем. Одно дерево может иметь на себе тысячи цветков, привлекая миллионы опылителей на две-три недели, пока оно не сбросит лепестки и не станет обычным зелёным деревом на оставшуюся часть года. Землегуси питаются на зелёных побегах и листьях.

  Подлесок подсолнухового леса представляет собой одеяло из мелких кустарников, клевера, коротких папоротниковидных трав, распространяющихся вдоль тенистой почвы, и просек, где полевые цветы растут в плотных коврах опавших листьев. К наиболее успешным лесным кустарникам относятся долгоживущие и колючие деривативы одуванчика, которые растут в нескольких метрах над землёй на приподнятых древесных стеблях. Сами они растут в тени, но их цветы любят солнце. Периодически они посылают вверх гигантские цветочные усики на пять метров выше их самих, чтобы медоносные муравьи добрались до них и опылили, семена могут быть унесены ветром и рассеяны на других лесных полянах. Хотя они прорастают только на свободной земле, где солнце не затемнено, они не погибают, когда деревья возвращаются, как многие виды-первопроходцы. Вместо этого они просто замедляют свой рост в тени на многие десятилетия, наблюдая за приходящими и уходящими подсолнечниками. Когда лес горит, они умирают, но быстро отрастают из своих корневищ, и непобедимы для большинства природных явлений, которые лес может обрушить на них.

  Кусты одуванчика также являются весьма успешными пустынными растениями, образуя насаждения между саванной и кустарниковыми лугами, однако подсолнухи здесь доминируют. Здесь несколько родов стали напоминать не деревья, а кактусы, имея конвергентно эволюционировавшие мясистые стволы для хранения воды и острые защитные шипы-листья для защиты от испарения и травоядных. Пустынные подсолнечники живут дольше лесных видов, около полувека или дольше, поскольку в пустыне пожары нечасты, топлива не хватает. Как кактусы, пустынные подсолнечники производят красивые экстравагантные цветы во время сезона дождей, которые производят много нектара и привлекают насекомых и птиц-опылителей. Однако из-за минимальных ресурсов пустыни они не могут производить много семян, чтобы противодействовать количеству, съеденному семяедами, и эти подсолнухи развили другую стратегию распространения семян. Вместо крупных голых семян они развивают мало маленьких семян с твёрдой оболочкой, помещённых в сладкие мясистые ягоды. Птицы потребляют эти плоды целиком и оставляют само семя нетронутым, и оно в конечном итоге покидает птицу вместе с помётом.