Темпусцен: 10-50 миллионов лет

Карта Серины пятнадцать миллионов лет ПУ – суперконтинент Сиррис впервые распадается на два массива суши. Она показывает тектонические изменения со времён гипостоцена, среди которых – разделение Анциски и Страйаты, создавшее большой внутренний океан, и частичное слияние Страйаты с Валтирией. Анциска также начинает разъединяться – её север движется на восток, а юг – к Стевландии, расширяя сухопутный мост.

  Прошло пятнадцать миллионов лет с установления экосистемы на Серине, и гипостоцен давно закончился. В последние несколько миллионов лет Серина вступила в новое состояние – планета демонстрирует тенденцию к охлаждению и засушливости. В течение пяти миллионов лет ПУ, когда жизни только стало позволено утвердиться в экосистеме, первоначально мягкие тропические условия начали исчезать, поскольку были неустойчивы без искусственного поддержания. Вместо старых условий мир Серины начал двигаться к более сухому луговому климату, география которого выдерживала бы лучше. С постепенным уменьшением количества осадков на планете бамбуковые леса, распространившиеся от полюса к полюсу всего за несколько миллионов лет После Установления, начали отступать в оставшиеся достаточно влажные для них регионы, способные поддерживать их быстрый рост, а травы прерий, подсолнухи и деривативы одуванчика, восстановили большую часть прежнего ареала. Меньше полагающиеся на большое количество осадков, эти растения могут хранить большой запас воды в подземных корнях и клубнях и защищать их от голодных животных шипами и неприятными тканями. Где осадков мало для роста бамбука, но уже больше, чем на открытых равнинах, подсолнуховые пустоши становятся началом для устойчивого типа леса, когда другие виды растений вырабатывают иммунитет к токсичным танинам, производимым подсолнечником, чтобы конкурировать с ними.

  Начиная с одиннадцати миллионов лет ПУ Серина вступает в эру темпусцена. Она характеризуется постепенным сдвигом мира Серины от тропического климата к умеренному. Это будет первый ледниковый период Серины, поскольку экосистемы умеренных поясов будут превосходить тропические, а последние будут сосредоточены лишь тонким кольцом вокруг экватора, так как полярные регионы впервые начнут испытывать снегопад. В этой эпохе на планете появятся полярные ледяные шапки, которые не растают в следующие десятки миллионов лет.

  Однако снежным шаром Серина не станет – это будет похоже на наш сегодняшний мир. Зима уступит место весне, весна – лету. Сезонное вращение вокруг своей оси, похожей на нашу, означает, что сезоны Серины мало чем отличаются от наших. Всегда будет баланс, и жизнь, теперь устоявшаяся, будет продолжаться. Миграции становятся распространёнными, поскольку животные будут вынуждены покидать домашние места обитания в связи с растущими изменениями между зимой и летом. Столкнувшаяся с этими же проблемами флора Серины начинает свою самую заметную эволюцию. Она принимает облики, всё больше не похожие на предков, и растёт новыми, инновационными способами, прокладывая свою дорогу по дереву жизни молча, в тени, но не отстающая от живой деятельности животных вокруг них. По мере распространения пустынь начинают возвышаться подобно деревьям подсолнухи, постепенно становящиеся эквивалентом кактусам и другим выносливым суккулентам Земли, сокращая свою листву до следующего сезонного изобилия, в конечном итоге некоторые и вовсе потеряют это в пользу раздутых и колючих стволов с яркими золотистыми цветами, чтобы сохранять их древнюю родословную обычных садовых растений и придорожных сорняков – но другие растения тоже поднимутся, чтобы конкурировать с ними. В оставшихся экваториальных, неоднородно распространённых лесах умеренного пояса по-прежнему будет преобладать бамбук, омрачённый более засухоустойчивой флорой в остальном мире. Однако в ближайшие тысячелетия он снова возродится, поскольку изменения, привнесённые темпусценом, станут основой (благодаря маленьким помощникам) для следующего крупного новшества в царстве растений, что снова поставит их на один уровень с их более выносливыми лесными соседями, а возможно даже за их пределы. Условия больше не станут универсально райскими в меняющемся мире, но изменения привнесут адаптацию. Изменения – единственное, что везде и всегда остаётся неизменным. Как это всегда было, жизнь продолжается. И по мере того, как она продолжается, она становится более уникальной и разнообразной.