Бамблеты среднего ультимоцена

  Бамблеты являются единственными живущими вивами, происходя от землегусей, начавших насиживать яйца внутренне более двухсот десяти миллионов лет назад, с тех пор как все остальные виды вымерли в конце термоцена, сто семьдесят пять миллионов лет ПУ. Сегодняшние бамблеты обладают многими чертами, отсутствовавшими у других групп вив: они действительно живородящие и полностью четвероногие, что развилось только в одной другой группе птиц, метаморфах. Обе эти адаптации начали развиваться в самых ранних предках бамблетов, когда они из крупных бегающих птиц, похожих на страусов, стали подземными роющими животными, как киви, чтобы избегать хищников. Бамблеты приспособили большие когти, их предкам служившие в качестве защитного оружия, в перемещающие землю лопаты, становясь первыми птицами, копающими с помощью крыльев, отчего их передние конечности сильно изменились за многие миллионы лет. Верхние кости руки редуцировались, а запястье стало основной силой, двигающей конечность, что постепенно позволило бамблетам нести вес на крыльях. Конечности этих примитивных форм располагались по сторонам от тела, но более деривативным видам нужно было быстрее передвигаться по земле, и они эволюционировали, чтобы снова стоять прямо, расширив функции запястья, чтобы оно заменило всю конечность, вращающуюся только у плеча и сгибающуюся на конце, где остались два пальца, оканчивающиеся вторичными кератиновыми когтями, не гомологичными когтям предков птиц (абсолютное большинство которых уже потеряло изначальные когти на крыльях).

  Бамблеты стали первыми птицами, обошедшими ограничения яйца, став живородящими, но из-за этого им пришлось убрать кальций из скорлупы. Это было бы смертельно для большинства птиц, но бамблеты приспособились рожать молодняк на очень ранних стадиях с ещё неразвитыми костями, и только потом предоставлять необходимые для развития скелета минералы. Первые вивы просто держали яйца в яйцеводах до их вылупления, не предоставляя никакого питания, но развив сложную клоакальную систему насыщения развивающихся яиц кислородом. Бамблеты приспособились насыщать яйцеводы кислородом прямиком из их дыхательных систем: ткани яйцевода наполнились кровеносными сосудами, перенося кислород из кровотока матери сквозь тонкие оболочки яиц, насыщая развивающиеся зародыши. Эта система остаётся у всех современных бамблетов, но у некоторых оболочка яйца полностью исчезла, и зародыш сливается с яйцеводом, где получает питательные вещества из крови матери. Это позволяет бамблетам рожать крупное и относительно развитое потомство с прочными костями, как это и происходит у могилороев и прочих бамбарсуков, а также схоже с эволюционным процессом, позволившим некоторым метаморфавесам тоже обзавестись живорождением.

  Бамблеты выжили там, где не смогли прочие вивы, поскольку они были норными животными, приспособленными к условиям с низкой концентрацией кислорода. Кроме того, их основанная на беспозвоночных диета – а беспозвоночные, в особенности разрушители, как дождевые черви, сократились в числах меньше, чем растения или позвоночные – и любовь к влажным почвам означали, что для поиска пищи они могли быстро переместиться в речные экосистемы, которые оказались меньше затронуты термоцен-пангеаценовым массовым вымиранием. Однако в пангеацене, когда мир значительно освободился от их прежних конкурентов, бамблеты смогли вернуться на поверхность и пройти через новую адаптивную радиацию. Поначалу их затенила другая четвероногая мегафауна – плацентарные метаморфавесы, преодолевшие ограничения птичьего крыла благодаря неотении, но на сегодняшний день эти виды плохо справляются с выживанием. Бамблеты, однако, продолжают процветать даже в охлаждающемся мире и потеряли лишь немного разнообразия. Двести шестьдесят пять миллионов лет ПУ сохраняются как довольно примитивные, так и очень производные формы этих четвероногих плотоядных, которые разнятся в размерах от червебья, крошечного копателя, весящего всего восемьдесят пять граммов, до свирепого медвебамблета, высшего хищника суши, возвышающегося на высоту двух с половиной метров на всех четырёх. Бамблеты – умные птицы, достигшие разума один раз с появлением могилороев, кроме того, существуют виды у этого порога в целой кладе социальных, похожих на дельфинов водных хищников, полностью разорвавших связи с землёй, превратив все четыре конечности в ласты и плавая, как плезиозавры Земли.

  У всех бамблетов кератиновые зубы. По структуре они отличаются от зубов птичьих предков, появившись из кератиновых шипов на клювах древних травоядных вив, с помощью которых те жевали, но их функция на сегодняшний день та же. Кератиновые зубы развиваются, как обычные рога, и как оленьи: за время формирования зуба создаётся костяное основание, окружённое кератином клюва, то есть, каждый зуб по структуре похож на обычные рога копытных. Однако также эти зубы периодически сбрасываются и вырастают заново, как рога оленей, и должны пройти через мягкую стадию до того как выдвинутся готовыми к использованию. Предковый бамблет потерял твёрдый клюв, но современные представители вновь развили эту черту три раза независимо друг от друга, когда это вновь стало полезно для них, каждый раз покрывая мягкую морду твёрдым слоем кератина (архозавры, к которым принадлежат птицы, в целом известны тем, что развивали клюв несколько раз в неродственных группах задолго до того, как появилась любая современная птица). На сегодняшний день у червебья и родственников всё ещё отсутствует твёрдый клюв, но у бамбарсуков, вьюрфинов и шипастых снутов (не путать со снежным снутом, хоботником) присутствует твёрдый, похожий на птичий клюв, хотя у некоторых вьюрфинов он менее кератинизирован и больше похож на мягкий клюв дельфинов. Клювы у бамбарсуков всегда зазубрены, чтобы разрезать плоть на дальнем конце челюсти, такая же черта присутствует у вьюрфинов-макрохищников, а вот у снутов клюв гладкий, приспособленный пробировать землю в поисках червей.

  Все живущие клады бамблетов также представляют собой эволюционные грады. Червебей похож на общего предка остальных трёх клад, шипастые снуты напоминают предков бамбарсуков, которые включают медвебамблетов, по форме идентичных им, но намного крупнее, являющихся полифилетической группой. Вьюрфины рано отделились от снутов и бамбарсуков, в начале пангеацена, и сегодня сильно изменились для жизни в воде, но лёгкое сходство с бамбарсуками заметно благодаря конвергентной эволюции челюстей.

Некоторые виды

Червебей – примитивно выглядящий бамблет, хотя он не является живым ископаемым: у него тоже есть более продвинутая репродуктивная система прочих живущих ныне видов, то есть, он появился в результате относительно недавней эволюционной радиации. Эти небольшие бамблеты всё ещё живут под землёй, где, как и предполагает их название, охотятся в основном на червей. Они встречаются на южной Серинааркте, в лесном рефугиуме и Арфовой степи, избегая сухого центра континента и северной тундры.

Большие шипастые снуты не выглядят особенно массивными, но они достаточно велики для снутов, редко превышающих веса в два-три килограмма. Большой снут, однако, может достигать веса в девять килограммов, и несколько уменьшил колючий покров, поскольку имеет меньше хищников. Все снуты представляют собой первую эволюционную граду возвращения бамблетов на поверхность: их передние лапы стоят прямо, но они всё ещё сохраняют предковую диету – червей, хотя теперь они ищут их сверху, а не снизу. Шипастые снуты несколько всеядны, поскольку также питаются насекомыми, семенами и плодами. Этот вид обитает в Башеннодревесной тайге.

Трёхполосый бамбарсук – типичный представитель клады, по образу жизни напоминающий предков могилороев. Хотя они не умеют использовать ловушки и инструменты для охоты, эти бамбарсуки всё ещё являются умными животными, хорошо решающими проблемы. Живут они в норах в небольших семейных группах, оставаясь несколько социальными. Как и могилорои, они предпочитают мясо, но могут потреблять растительную пищу при необходимости. Трёхполосые бамбарсуки обитают на большей части южной Серинааркты.

Колючколом – животное, с которым никто не захочет повстречаться. Коренастый, чуть ли не целиком состоящий из мышц, этот вспыльчивый бамбарсук достигает веса сто тридцать килограммов и в основном плотояден. Они эндемичны кактайге, где охотятся на молодых шипоедов, а также забирают добычу у всего, что слабее их. Как и шипоеды, эти выносливые животные могут открывать пути через колючие заросли, поэтому, несмотря на их агрессивный характер, они помогают небольшим животным, расчищая густую растительность.

Последний таксон бамблетов отличается от остальных: вьюрфины – крайне приспособленные к водной среде животные, чьи тела за прошедшее время стали гладкими и обтекаемыми, чтобы с лёгкостью летать в холодном экваториальном океане, преследуя рыб и прочую водную добычу. Они полностью водные, и у них не осталось когтей или пальцев. Плавают они, попеременно используя все четыре плавника. Очень социальные, вьюрфины живут в больших семьях, в которых главной обычно является самая старая самка. Белоклювый вьюрфин – член группы небольших и быстрых рыбоедов, обычных в открытых водах Ледникового морского пути. Он часто становится добычей торторнк, огромных птицепах, а также собственных более крупных родственников.