Мы родились перед войной
(рассказ)
Прошло шестьдесят лет, как был освобождён мой город Бердянск, как перестали летать над ним самолёты, которые сбрасывали бомбы. И от этих взрывов стонала земля, рушились дома, погибали люди. Мы, дети того времени, разделили со своими матерями, тётками, бабушками всю тяжесть и горечь этой кровавой войны. Об этом хорошо сказал поэт Г.Родичев:
- Как все из горькой пили чаши,
Без слёз терпели, как могли.
Весь мир вмещался в слово – «наши»
И в слово страшное – «враги».
Наш город встретил солдат-освободителей гарью сожжённых домов, грудами битого кирпича взорванных заводов и фабрик да слезами оставшихся в живых людей... Почти весь наш небольшой в то время городишко был уничтожен. Нелёгкая задача стояла перед руководителями города: найти помещение для школы, чтобы поскорее собрать и повести в нужном направлении разболтанную войной детвору.
Наш третий «Б» класс разместился в небольшой комнате, где стояли два длинных некрашеных стола, по обе стороны которых находились длинные лавки. За одним столом сидели возле печки, которая плохо обогревала, одетые в пальто и платки девчонки, а за другим, так же одетые в пальто, но без шапок, мы, мальчишки. Портфелей у нас не было, вместо них – сумки, сшитые из материи, в которых лежали тетрадки, ручка и маленькая бутылочка с чернилами, из-за которой всегда было много хлопот. Дело в том, что эти бутылочки часто опрокидывались, и поэтому наш стол был покрыт пятнами чернил. Между этими пятнами были нарисованы военные баталии, самолёты, сбрасывающие бомбы, стреляющие танки и, конечно, имена и фамилии учеников нашего класса. Очень плохо было с учебниками. Учительница, чтобы как-то развивать у нас технику чтения, давала на дом книгу и требовала, чтобы мы собирались группами и читали вслух, а после чтения пересказывали прочитанное на уроках. И вот однажды нашей группе дали задание: прочитать рассказ И.С. Тургенева «Муму». Я почему-то не пришёл на эту читку. Как оказалось, никто не собрался. И как назло, на уроке вызвала меня учительница к доске и задала вопрос:
- Читал рассказ Тургенева «Муму»? Я уверенно сказал:
- Конечно...
- Ну, тогда скажи, кто утопил Муму, и почему это было сделано?
Сама же взяла пачку тетрадей, начала проверять. Это давало мне время для обдумывания, кто же сделал такую подлость в нашем классе, утопил Муму. Я окинул пытливым взглядом класс: может, я увижу по лицу, кто из них утопил Муму, может, подскажут. Ребята морщили лоб, думали… Некоторые, вытянув шеи в сторону девчат, с вопросительным взглядом ожидали от них подсказки. Не дождавшись, опускали головы пониже, это означало, что они попрятались в «окопы», чтобы не встретиться с взглядом учительницы, если она подымет голову, чтобы вызвать. В моей голове носились мысли с космической скоростью: «Кто ж убил Муму? Кто ж убил Муму?» Я посмотрел внимательно на переростка, здоровенного Федьку, по прозвищу «Амбал». Может, он это сделал, от него всего можно ожидать. На прошлой неделе он меня так толкнул, что я чуть не упал.
Потом у меня появилась другая мысль: а может, это сделал кто-то из другого класса или другой школы... Я за них должен отдуваться... Но в это время ко мне пришла спасительная мысль. Набрав побольше воздуха, я очень громко выкрикнул:
- Гады, паразиты-немцы убили нашу советскую партизанку по кличке «Муму» Победоносным взглядом окинул я весь класс и остановился на отличнице Лидке: мол, и без твоих подсказок обойдусь! Отставив ногу немного вперёд, я даже позволил себе расстегнуть пальто и засунуть руки в карман брюк, что учительнице очень не понравилось. Ребята подняли головы и, сияя, смотрели на меня и учительницу. Время остановилось в торжественной паузе, все ждали, что скажет учительница. Я хотел добавить лозунг – «Смерть немецким оккупантам», но учительница, покачав головой, тихо сказала:
- Немцы не топили.
Это был гром среди ясного неба. Я поднял глаза на потолок, словно там могло быть написано, кто утопил эту несчастную Муму.
- Ну, раз это не немцы сделали, то кто... Да ещё не убили, а утопили, -
размышлял я... И вдруг я вспомнил, как однажды ученица нашего класса Верка-бомба рассказывала, как её мать топила в ведре маленьких котят… Может, она утопила и Муму? И я решил сказать, что это Веркина мать утопила Муму. И вдруг – спасительный шёпот донёсся со стороны ребят. Витька Попович, приставив два пальца к своей голове, шептал:
- Румыны... Румыны...
Я понял свою ошибку, да ведь Муму – корова... И представил, как у нас на Лисках румынские солдаты толкают корову Муму в море. На шее у неё висит большой камень, а румынские солдаты, наставив винтовки, кричат и бьют её под зад, чтобы она шла топиться...В небе летят наши самолёты и бросают бомбы, чтобы спасти нашу советскую корову Муму. А она упирается и жалобно мычит.
От представленной картины у меня потекли слёзы из глаз. Утерев слезы и нос рукавом, я, всхлипнув, писклявым голосом тихо сказал:
- Паразиты румыны топили коровёнку Муму, это я точно знаю...
- Нет, и румыны не топили Муму. Герасим утопил,- сказала учительница. Она ещё хотела что-то добавить, но я её перебил:
- Правильно, правильно, - замахал я руками, - это предатель-полицейский Герасим утопил Муму!
Домой я шёл со своим другом Генкой Яновским, всю дорогу мы говорили, что если бы нам попался этот предатель Герасим, эх, и набили бы мы ему морду не за то, что он утопил Муму, а за то, что я получил плохую оценку...
Ізотов. Збірник хорових творів на сл. Шевченка
Ізотов. Зацвіла в долині. Шевченко
Ізотов. Хорові твори на слова І. Франка
Ізотов. Хорові твори на слова Л. Українки
Ізотов. Сонечко встало. Л. Українка
Ізотов. Віночок хорових творів
Ізотов. Хор лісових дзвіночків
Изотов. Легенда о материнском счастье
Изотов. Неприкаянный. Бердянская легенда