Редактор газеты «Південна зоря» Виктор Михайличенко:
«Всё, что хотелось бы рассказать об интересных людях,
трудно вместить в рамки газетных полос»
Бучная Анастасия, 10.04.08
Как правило, журналистам чаще приходится писать о других людях, их жизни. Сами же работники пера о себе рассказывают редко. «Бердянские ведомости» решили нарушить эту закономерность и пообщаться с редактором старейшей газеты Бердянска «Південна зоря» Виктором Михайличенко.
— Виктор Иванович, как Вы пришли в журналистику?
— В районную газету начал писать, ещё когда учился в школе, в Черниговке. Тогда же выпускал и фотографировал для школьной стенгазеты. Родители после моих настойчивых просьб купили мне фотоаппарат «Смена» и оборудование для печати фотографий. Учась на физмате, выпускал институтскую стенгазету. Когда был студентом, а потом учителем физики и математики в сельской школе, писал для «Південной Зорі», токмакской газеты «Комуністичним шляхом», других районных и даже областных и всеукраинских газет. Во время службы в армии выпускал фото-газету. А после окончания службы поступил на работу в «Південну Зорю», в 1972 году.
— По роду деятельности Вам часто приходится общаться с известными людьми. Кто из них вам запомнился, был интересен.
— В нашей редакции проводил пресс-конференцию народный депутат Украины Нестор Шуфрич — человек, которого даже оппоненты признают как сильную личность и к его мнению прислушиваются. Он очень неординарный человек. Было интересно на самой его пресс-конференции и во время нескольких минут общения. Из известных гостей было приятным общение с владыкой Варнавой, владыкой Елисеем. Владыка Елисей — очень интересный, высокообразованный человек. Я уверен, что в наших вузах мало таких преподавателей. И его потенциал можно будет использовать на благо города, повышения духовного, культурного, интеллектуального уровня всех горожан. Все народные депутаты от Бердянска побывали в нашей редакции. Я думаю, что это было полезно и для журналистского коллектива, и для читателей, которым мы старались это донести. Хотя вместить всё, что хотелось сказать об этих людях, в рамки газетных полос довольно трудно. Почти каждые выходные мне звонит из Израиля Исаак Могилевский. Он несколько лет был главным инженером Бердянского рыбокомбината, досконально знал рыбопромышленность, рыбопереработку. Хотя он уже давно живёт в Израиле, но ему очень интересно, что происходит здесь.
Часто приходилось общаться с известными политиками. В 1989—1991 годах, когда уже происходил распад Союза, удалось пообщаться с Горбачёвым, с Ельциным. Тогда благодаря нашему земляку, депутату Верховного совета РСФСР Александру Копейке, который раньше был руководителем городского радио, я смог попасть в эти круги. С космонавтами приходилось общаться. Мне действительно очень повезло встретить многих замечательных людей. С одной стороны, была такая возможность, а с другой — я сам старался добиться таких встреч, чтобы потом рассказать о них читателям.
— Согласны ли Вы с тем, что пресса является четвёртой властью?
— Конечно, согласен. В странах с развитой демократией, где я бывал и знакомился с работой журналистов, с мнением прессы, даже региональной, местной, считаются. Там для политиков, представителей власти очень важно, что скажут журналисты. Ведь они действительно формируют общественное мнение. У Бердянска были связи с американским городом Лоуэллом. Вот когда к нам приезжал их менеджер — человек, которого нанимают для управления городом, — мы встретились в неформальной обстановке с ним и Валерием Харченко. Так вот этот менеджер удивился, что у нас журналист и один из руководителей города могут вместе присутствовать на такой встрече. Он сказал, что у них так не принято. Там журналисты — отдельная ветка власти и они могут говорить всё что хотят о власти. Поэтому журналисты считают себя свободнее. Но если они говорят что-то не то, есть суд, решение которого может фактически закрыть издание. Потому ответственность у журналистов за сказанное — очень велика. Но, к сожалению, в Украине пресса пока не стала полноценной четвёртой властью.
Люди прессе доверяют, и, наверное, даже больше, чем органам власти.
— Люди доверяют прессе?
— Думаю, да. Это видно и по последней избирательной кампании, и по тем звонкам, которые мы получаем от людей, по опросам, которые проводятся. Люди прессе доверяют, и, наверное, даже больше, чем органам власти.
— О чём Вам было особенно интересно писать, какие темы были любимыми?
— В первую очередь интересны события. Я всегда прямо гонялся за ними. У нас на окраине Нововасильевки раскапывали скифский курган. Я туда ездил почти каждый день. Удалось посмотреть интересные находки, пообщаться с интересными людьми. Всегда хотелось рассказать про людей. Сейчас, к сожалению, ни мы, ни другие издания, так, как было принято раньше, о людях не пишут. Разве что интервью. А портрет, очерк о человеке, даже рассказ или повесть писать не принято. Раньше мы много рассказывали про людей. Мне приходилось писать о Николае Ивановиче Беляеве — капитане рыбацкого сейнера, сейчас он почётный гражданин города. Я с ним общался и дома, и в море с ним выходил. Когда так узнаёшь человека, можно показать и его черты характера, раскрыть личность. А за час — два часа общения человека узнать трудно.
— Вы издали несколько книг, посвящённых прошлому нашего города. Чем Вас привлекла тема истории?
— Эту тему я вёл с самого начала работы журналистом. Материал постепенно накапливался. И постепенно достиг «критической массы», когда надо было во что-то выливаться. В 79-м году я писал путеводители по городу, окрестностям, издал путеводитель «Круиз по Азовскому морю». А потом обратился и к исторической теме. В соавторстве я написал книгу по истории завода «Южгидромаш», которая вошла в серию «История фабрик и заводов». Постепенно материала набралось столько, что его надо было как-то систематизировать и подать читателю в виде книги. Наша книга «Бердянск. Взгляд через столетие» — это, конечно, не учебник, не научный труд, а сборник очерков. Насколько она вышла удачной — уже судить читателям. Мы проследили историю города, столкнулись с интересными личностями — Критским, купцами Константиновыми, Шмидтом, Осипенко. Конечно же, не весь материал об этих людях мы смогли использовать в книге. Но я думаю, наши наработки ещё будут изданы в будущем.
Когда узнаёшь историю, немного меняется и восприятие. В 2005 году я был в Италии. Все мы знаем, кто такой Данте, читали его «Божественную комедию». Но когда я увидел дом, где жил Данте, а рядом церквушку, куда он ходил всю жизнь, и где он и похоронен — это произвело огромное впечатление. Ты буквально прикасаешься к истории, к жизни этого человека. Так же и в городе. Когда прохожу по городу мимо какого-то дома, я знаю, что тут было до революции или до войны. Это уже воспринимается по-другому.
— У Вас нет ощущения, что ход истории во многом повторяется и проблемы в городе лет 100 назад были такими же, как сейчас?
— Я с этим не совсем согласен. Когда читаешь старые газеты, виден медленный ход времени, события тянутся плавно, долго. Нет такой экспрессии, как сегодня. А с тем, что проблемы совпадают, может быть, и можно согласиться. Вот мы говорим, что в 2006 году выборы в местные советы впервые проводились по партийным спискам. А это не точно. В 1917 году летом проводились выборы по партийным спискам. Тогда большевики набрали наибольшее количество голосов. Такие вещи узнавать интересно. Я и до сих пор не могу понять. Когда арестовали членов Первого Бердянского совета, их закрыли на территории Азово-Черноморского завода, а потом предложили разойтись. Они же сказали: «Нет! Пусть нас судят». Они ещё верили в то, что их враги проявят справедливость. Вот что ими двигало, их мотивов, я понять не могу.
— Какие ваши любимые места в городе?
— Люблю набережную, проспект Ленина. К счастью, ещё сохранилась в том виде, как была лет 100 назад, улица Пушкина. Особенно там красиво летом, когда всё в зелени, и по улице идёшь, как по зелёному туннелю. Жаль, что таких уголков осталось мало. Жаль, что мы потеряли парк Шмидта в том виде, каким он был в 60-х годах. Тогда там ещё были старые ворота, ограда. +
— Вы говорили, что часто приходилось путешествовать. Какие места, города Вам особенно запомнились?
— Если я скажу, что мне понравилась Венеция, — это никого не удивит. Италия вообще прекрасная страна. Там всё интересно: архитектура, люди. Когда был в Ватикане, очень необычно было осознавать, что вот ты стоишь на дороге в Ватикане, а уже через бордюр — Рим, другое государство. А вообще, бывать везде интересно.
— А ещё чем увлекаетесь?
— Уже сказал, что люблю путешествовать. Давно увлекаюсь фотографией. Летом каждые выходные стараюсь выбраться на рыбалку — это и отдых, и удовольствие, а иногда и адреналин.
Михайличенко Виктор Иванович родился 2 января 1948 года. В 1970 году закончил физико-математический факультет Бердянского пединститута. В 1972 году пришёл на работу в редакцию газеты «Південна зоря». Работал корреспондентом, завотделом, ответственным секретарём, заместителем редактора. С 1997 года — редактор газеты. С 1976 года — член Национального союза журналистов Украины. Депутат Бердянского горсовета трёх созывов. Женат, отец двоих сыновей.