Почтамтская улица, 9
В 1714 г. Пётр I основал в Петербурге “General-Post-Amt”, или Почтамт - по европейскому образцу, 16 сотрудников разбирали здесь посту со всех концов России.
Неподалёку находились конюшни для почтовых лошадей и каретные сараи. Пётр интересовался доставкой почты настолько, что велел устроить Почтамт в том же доме на Немецкой улице, где проводились шумные царские ассамблеи. В 1735 г. Почтамт сгорел, и новое здание было выстроено на Миллионной улице - на этом месте находится Мраморный дворец. Во время Северной войны в 1716 году, для оперативной доставки срочных писем и донесений царю, находящемуся на фронте, появилась военно-полевая почта. При Петре были налажены и первые в мире регулярные почтово-пассажирские морские перевозки: с 1723 г. два пакетбота доставляли из немецкого города Любека газеты, письма и посылки, поступавшие в Россию из Европы.
Почтовый двор занимался приёмом и отправкой почты в Москву, Ригу и другие города, а также за границу. В то время каждое министерство, ведомство, учреждение Петербурга и наиболее богатые частные лица имели собственных посыльных для разноски корреспонденции непосредственно в самом городе.
Однако письма и посылки всё равно шли до адресата очень медленно, к тому же по пути их нередко разворовывали. Расхищались и деньги, которые государство выделяло на нужды почты. 1-й генерал-почт-директор П. Шафиров угодил в острог за растрату казённых средств. Такая же судьба постигла и петербургского почтового начальника Г. Краусса.
В царствование Анны Иоанновны был издан любопытный указ о запрещении «непристойно ругать почтовых управителей или служителей», а в 1740 года, в заботе о том, чтобы «способы к пересылке писем всякому свободны были», появился и указ императрицы об устройстве почты во всех губерниях и провинциях.
С этим указом возникла новая должность - почтмейстер. Тут мы имеем редкую возможность узнать точный срок существования должности в российской истории - 145 лет. Почтмейстеров не стало 28 мая (9 июня) 1885 г., с объединением старого почтового ведомства с новым - телеграфным.
С 1746 года письма и посылки начали приносить на дом. Номеров на зданиях тогда ещё не было, и первым почтальонам приходилось долго расспрашивать, где живёт адресат. Со временем почты становилось всё больше, верховые почтари уже не справлялись с её перевозкой. «Тяжёлую почту», т.е. посылки, раз в неделю доставляли в Петербург на подводах.
17 января 1833 г. в Петербурге была открыта 1-я в России городская почта - как сообщалось в газете «Северная Пчела», «для разноски писем и билетов по городу». Город был разделён на 17 округов с 45 пунктами приёма писем, а позже - выдачи газет и журналов. За определённую плату отправить внутригородскую почту можно было даже в обычных продуктовых лавках: с 1833 года некоторые торговцы стали устраивать в своих заведениях приёмные пункты для писем. Пункты размещались в мелочных лавках, где при входе висели объявления: «Приём писем на городскую почту». Жители за отправку писем платили немалые деньги. 3 раза в день в лавку приходили письмоносцы, забирали корреспонденцию и доставляли для сортировки на почтамт, а затем разносили по адресам на конвертах. Хозяин лавки получал 10 коп. с каждого рубля собранных денег. Эта система действовала до 1868 г. В тот же период была впервые налажена доставка на дом периодических изданий - с 1836 года начали доставлять подписчикам журнал «Библиотека для чтения» и «Земледельческую газету».
В 1840 г. по дорогам впервые покатили первые почтовые дилижансы, которые помимо почты перевозили ещё и пассажиров. На дилижансах из Петербурга в Москву предпочитали ездить мелкие чиновники, хотя стоило это недёшево. Когда в 1851 г. была проложена Николаевская железная дорога, по ней стали ходить специальные почтовые вагоны.
Со временем для удобства многочисленных дачников почтовые отделения открыли и в пригородах Петербурга. Потом за городом появились настоящие ящики для писем - деревянные, обитые железом. Их устанавливали на подставках прямо около домов.
Для содержания почтовой службы по европейскому образцу в 1843 г. был введён единый тариф, который с 1848 года уплачивался при покупке конверта с напечатанным на нём государственным гербом (гербовый сбор). Писем без конвертов не принимали.
Отделения связи в том виде, какими их знаем мы, возникли после 1885 года, когда произошло объединение почтового и телеграфного ведомств. Прежние почтово-телеграфные отделения были очень похожи на нынешние. Те же стойки со стеклом, отделяющим посетителя от служащего, и даже такие же привычные абонементные ящики для корреспонденции.
С 1 декабря 1848 г. у почтовых контор и в мелких лавочках появились первые почтовые ящики. Несколько позже их можно было увидеть уже во многих местах на улицах Петербурга. Сколоченные из дюймовых досок и обшитые листовым железом, они были окрашены в тёмно-синий цвет.
1 января 1858 г. для пересылки писем во все города страны были введены почтовые марки. А с 1 января 1872 г. поступили в обращение и почтовые открытки.
При императрице Екатерине II было учреждено Главное почтовое управление, начальником которого в 1781 г. был поставлен её фаворит А. Безбородко. В том же году он купил для Почтамта участок земли на Ново-Исаакевской улице, которую сразу же переименовали в Почтамтскую.
Типичное для петербургского классицизма здание построили в 1782-1789 гг. для служб Главного почтамта по проекту архитектора Н. А. Львова. А инициатором строительства стал Светлейший Князь и фаворит Екатерины II А. А. Безбородко. Сперва здесь расположился лишь «Почтовый стан» — вспомогательные помещения и прочие малозначимые службы. Само Почтовое управление находилось в доме П. Ягужинского, расположенном на противоположной стороне Почтамтской улицы.
Каждый из трёх фасадов этого величественного 3-этажного здания с колоннами и портиками имеет традиционные для русского классицизма ризалиты (выступы). При этом центральные ризалиты украшены 4-колонными портиками, завершёнными фронтонами. Ныне оно занимает обширный прямоугольный участок, ограниченный с трёх сторон улицами.
Большой внутренний двор Почтового стана (ныне операционный зал) сначала был хозяйственным, или «чёрным», двором. Сюда выходили конюшни, располагавшиеся по трём его сторонам, а также сараи, мастерские, ледники и общественные туалеты. На 1-м этаже располагался зал, где разбирали почту, на 2-м и 3-м этажах находились казармы для нижних чинов и квартиры чиновников. !-й этаж не имел окон. На их месте были устроены ниши, предназначенные для статуй, которые, однако, так и не были установлены.
В композиции фасадов Н. Львов повторил традиционную для русского классицизма схему. Он выделил ризалиты в центре каждого из трёх фасадов и обработал их портиками из четырёх колонн дорического ордера, увенчанных фронтонами. Боковые крылья, кроме ризалитов на углах, декорированы пилястрами, объединяющими два верхних этажа.
После окончания строительства Почтамта архитектор Н. Львов получил в нём служебную квартиру, в которой он уже со 2-й половины 1770-х вместе со своим близким другом Г. Державиным собирал кружок единомышленников, людей искусства, литераторов, известный под названием «львовско-державинского кружка». В него входили В. Капнист, И. Хемницер, Ф. Львов, П. Львов, А. Хвостов, Ю. Нелединский-Милецкий, Н. Ермолаев, П. Вельяминов, И. Захаров. Таким образом, СПб. почтамт в конце XVIII - начале XIX в. стал одним из интеллектуальных центров столицы, ибо авторитет Державина как 1-го поэта России тогда считался бесспорным.
С царствованием Александра I связана новая страница в истории петербургской почты - почтовые станции. Начало их строительства относится к 1804 г. Сохранилось донесение на имя министра внутренних дел В. Кочубея о том, что «по всей дороге от Петербурга до Ямбурга нет для проезжающих никакого пристанища, кроме трактира в сем последнем городе». Для строительства почтовых станций был образован спец. комитет. Проектированием зданий занялся архитектор Луиджи Руска.
Строительство почтовых станций стало одним из первых в истории России опытом применения типовых проектов общественных сооружений. Перед зодчими при этом стояли две композиционные задачи. С одной стороны, почтовые станции нужно было включить в единый ансамбль почтового тракта, растянутый на многие сотни вёрст. С другой стороны, каждая из станций находилась в специфическом ландшафтном и архитектурном окружении, часто являясь основным зданием своего населённого пункта.
Прежде почтовые станции размещались в основном в крестьянских избах, приспособленных для нужд проезжающих. Строительство каменных зданий было дорого, и потому почтовые станции нового типа возводились только на основных трассах - Нарвском и Московском трактах. Они создавались по канонической схеме классицизма: большая выразительность, достигаемая за счёт очень простых средств. Перед их создателями стояла не только чисто утилитарная задача - оптимальное размещение хозяйственных служб, но и эстетическая - единое архитектурное оформление. Можно заключить, что эти целые были успешно достигнуты - сегодня, когда большинства станций уже нет, легко представить себе характер архитектуры тракта в целом.
Ритмически расставленные вдоль шоссе белые аккуратные здания ярко выделялись на фоне окружающей деревянной застройки и зелени. Различное природное окружение придавало каждой станции неповторимое своеобразие. Таким образом, по замыслам создателей почтовых станций, каждая российская магистраль должна была иметь свой, отличающихся от прочих, облик. Однако в силу разных причин, строительство каменных станций не получило широкого развития. Нарвский и Московский тракты - единственные обладатели целостного архитектурного оформления. Тот же принцип архитектурного единства лёг в основу оформления и ж/д магистрали СПб - Москва, открытой в 1851 г.
Почтовые станции располагались на расстоянии 20 - 30 вёрст друг от друга. Каждая из них имела определённое кол-во лошадей и экипажей в зависимости от разряда, к которому принадлежала. Ведал станцией станционный смотритель. Как правило, смотрители имели низший, 14-й ранг чин по «табели о рангах», т.е. были коллежскими регистраторами.
Станционные смотрители отвечали по всей строгости за соблюдение всех почтовых правил. В 1-ю очередь обслуживались особы высших классов, гос. курьеры и фельдъегери. Остальные путешественники и проезжающие «по казённой надобности» подолгу ожидали лошадей.
Переезд Главного почтового управления из здания, находящегося напротив, под крышу дома на Почтамтской улице предполагал внесение ряда изменений — с этой задачей поручили в 1801-1803 гг. справляться архитектору Е. Соколову, благодаря которому у Почтамта появились окна на 1-м этаже, а свет начал пробиваться куда активнее.
Однако места по-прежнему не хватало, и со временем Почтамту отдали строение, расположенное на другой стороне улицы. В 1859 г. по проекту архитектора А. К. Кавоса была сооружена крытая галерея в венецианском стиле, связавшая два здания Почтамта по обеим сторонам Почтамтской улицы. Примечательно, что переход был возведён в первую очередь для того, чтобы директор Почтамта мог из своей казённой квартиры проследовать в свой служебный кабинет, не покидая помещения. В числе прочих сооружений Почтовое ведомство (а точнее, одно из его подразделений, Отделение почтовых карет) поглотило в этот период и дом на Мойке, в котором в 1757-1765 гг. жил М. В. Ломоносов.
Вроде бы уже Главпочтамт превратился в настоящее почтовое королевство, где вовсю кипела работа. Однако самые впечатляющие изменения были впереди. В 1903-1905 гг. обширный внутренний двор, в который через главный въезд в почтовое управление прибывали экипажи с работниками и корреспонденцией, и пространство которого наполняли сараи, конюшни и склады, модернизировали и превратили в центральный операционный зал Почтамта. Специально для этого инженер Л. И. Новиков расчистил внушительную часть и накрыл «черновой» двор стеклянной крышей — настоящим двойным стеклянным фонарём, который наделил здание невероятным шармом: в вечернее время кажется, что над Почтамтской улицей возвышается волшебная и даже иллюзорная Египетская пирамида, окутанная ярким светом. К слову, решение инженера было более чем новаторским — центральный операционный зал стали считать самым ранним примером петербургского атриума.
К слову, пускай здание украсили и снабдили не одним функциональным или декоративным элементом, в ходе трёх перестроек не обошлось и без потерь — из 60 барельефов, которыми был украшен почтамт, до сегодняшнего дня дошли лишь две львиные маски на фасаде.
Впрочем, главной потери удалось избежать благодаря невиданной самоотверженности и отваги. Подтверждением тому стала мемориальная доска, установленная в 1990 г. «Рядовой Белавин Александр Фёдорович в ночь на 7 ноября 1941 года, обезвреживая авиабомбу, ценой своей жизни спас здание Почтамта от разрушения. Награждён орденом Ленина», — гласит текст.
Сегодня почтовый квартал - это целый комплекс исторических зданий, расположенных рядом с С.-Петербургским почтамтом. Условно он ограничен Конногвардейском бульваром, Исаакиевской площадью, Большой Морской улицей и Конногвардейским переулком. В его границах находится и бывший дворец князя А. Безбородко, в котором ныне Центральный музей связи им. А. С. Попова.
По традиции, нулевой километр или нулевую версту устанавливают в здании главного почтамта города или в непосредственной близости от него. Однако на Главпочтамте Петербурга обозначения нулевой версты изначально не было. Только в 1999 г. в световом зале был установлен муляж верстового столба, изготовленный на деревянной основе и оклеенный плёнкой под мрамор.
В 2018 г. провели конкурс. Сначала жюри принимало эскизы от участников. Из нескольких десятков работ сотрудники Музея городской скульптуры, «Почты России» и Комитета по культуре выбрали три. Победителя назвали сами горожане путём открытого голосования. Победил Григорий Жинков. Жюри отметило, что его проект ближе всего к архитектурному стилю верстовых столбов XIX века. Григорий предлагает сделать верстовой столб из натурального тивдийского мрамора с деталями из гранита. А ещё – установить на памятной стеле электронные часы и двуглавого орла. Электронные часы выполнены в виде почтового индекса и расположены по двум сторонам обелиска.
Второе место разделили инженер-проектировщик Сергей Шипулин и выпускник СПбГАСУ Тарас Возняк.
Проект Сергея Шипулина, по мнению членов жюри, очень созвучен с элементами архитектуры города. В нём есть всё: колонна, шар, гранит. Сверху сооружение напоминает два металлических перекрещенных ноля. А весь верстовой столб планируется сделать из гранита. А вот 3-й финалист – Тарас Возняк использовал в своём проекте стиль архитектурного ордера. Верстовой столб сделан в виде колонны. Капитель украшена двуглавым орлом с почтовыми рожками и молнией. Верхнюю часть колонны украшает скульптура почтальона 1914 года.
Здание Главпочтамта будет отреставрировано в 2019 - 2021 гг. До конца января должен быть завершён переезд основных производственных подразделений. В 2019 г. Почта планирует полностью отреставрировать исторические фасады здания по Почтамтской улице, Почтамтскому проспекту и улице Якубовича. В связи с этим а круглосуточный режим работы переведено отделение 191036 по адресу Невский проспект, 87А/2. Аппарат управления почтамта города перебрался в офисное помещение в доме №9 по Полтавской улице. Тут специалисты пробудут некоторое время, а затем переедут в дом №23 по Бухарестской улице. Корпоративные клиенты почты, отправляющие крупные партии посылок, теперь будут их сдавать на городском автоматизированном сортировочном центре в доме № 52 по Софийской улице.
Летом 2025 г. КГИОП подал иск к АО «Почта России» с требованием обязать компанию провести реставрацию Главпочтамта. В ответе на обращение Наталии Астаховой «Почта России» отмечает, что в 2024 году провела противоаварийные работы, установив на фасад здания защитную сетку. Ранее компания согласовала с КГИОП научно-проектную документацию.
В декабре 2025 г. «Почта России» сообщила, что не хочет реставрировать здание Главпочтамта и намерена его продать.
«Почта России» признаёт, что объект культурного наследия (ОКН) находится «в неудовлетворительном техническом состоянии и требует реставрации и капитального ремонта». Но поскольку он «не используется и не планируется к использованию в производственной деятельности Общества», то проводить реставрационные работы, которые требует КГИОП, почтовый оператор не планирует. «Исходя из финансового положения Общества принято решение об экономической нецелесообразности проведения работ».
14 декабря 2025 г.
Источники:
«Адреса Петербурга». № 10/2004, Сергей Григорьев
Б.К. Пукинский «Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов». 1997, Норинт