Скульптурная группа «Зодчие»

Александровский парк

В 2010 г. глава «Газпрома» Алексей Миллер решил преподнести дар родному городу на день рождения – поставить скульптуры, изображающие великих зодчих прошлого, покровителя Петербурга – святого Петра, а также бронзовые модели зданий – в частности, Зимнего дворца, Главного штаба, Петропавловской крепости и Исаакиевского собора в Александровском парке. В 2011 г., когда открыли весь комплекс площадью 1,6 гектара, там появилась скульптурная группа «Зодчие», которая изображает великих архитекторов Российской империи, создавших облик Северной столицы: Андрея Воронихина, Василия Баженова, Карла Росси, Бартоломео Растрелли, Доменико Трезини, Андреяна Захарова, Огюста Монферрана и Жана-Франсуа Тома де Томона. 

Автор скульптурной группы - заслуженный художник РФ, лауреат всероссийских и международных конкурсов по монументальному искусству Александр Таратынов. 

Его авторству принадлежат памятник Пушкину в черногорской Подгорице, памятник королеве в Нидерландах, императору Петру III в Германии, два памятника народному артисту СССР Александрову в Москве и Рязани, памятник погибшим солдатам России в Реймсе во Франции, произведения скульптора представлены в Государственной Третьяковской галерее, во многих музеях России и зарубежных коллекциях. 

Архитекторы, представленные в композиции, жили в разное время, творили самостоятельно, но по замыслу Таратынова они объединены за одним общим столом, на котором расстелена карта города, где они сообща работают над ставшим уникальным образом Санкт-Петербурга. 

Один из стульев у стола пуст, подразумевая, что для новых творцов облика северной столицы существуют вакантные места. Так как скульптурная композиция не отделена от посетителей, то любой человек может присесть на данный пустой стул.

Трое из восьми архитекторов (Воронихин, Баженов и Растрелли) стоят, в то время, как остальные пять сидят в разных позах. 

Воронихин стоит, держа в руках свёрнутый свиток. В руках Растрелли тоже свиток архитектурного плана, но он развернут.

Сидят — закинув ногу на ногу Монферран, далее следует (по часовой стрелке) — Трезини в парике, рядом с ним — Росси с пером и Захаров с тростью, сразу напротив Трезини и у пустующего стула — Тома де Томон.

В правой руке у Трезини изначально находился циркуль, но данная деталь скульптуры не соответствовала антивандальным требованиям и сейчас циркуля в руках у архитектора нет. Получается, что его рука находится в неловком приподнятом положении.

Захаров, сидя, опирается правой рукой на трость.

Фигура Тома де Томона — единственная из восьми, кто сидит напротив остальных участников композиции. Остальные, включая Растрелли, стоящего вполоборота, обращены в одну сторону. 

Портретов Тома де Томона, жившего на рубеже XVIII - XIX веков, в открытых источниках нет. Но, как заметил только спустя 7 лет после установки памятника историк архитектуры Кирилл Постернак, автор композиции взял гравюру, которая была прикреплена к статье про Тома де Томона в Википедии (сейчас она оттуда уже удалена). 

Скульптор натурально и точно передал все её детали, даже жабо, вот только на той гравюре был изображён шотландский учёный Томас Томсон, на 40 лет переживший петербургского зодчего. Выдающийся химик исследовал растения и теорию атомного строения вещества, всю жизнь прожил в Британской империи, но теперь вынужден стоять посреди бывшей царской столицы далекой России, к которой не имеет ровно никакого отношения. 

Александр Таратынов признал ошибку и сказал, что прежде никто на его работы не жаловался.

– Я главный художник проекта, ответственный за всё. Рецензентов никаких не было. Информация для работы, конечно, было почерпнута из интернет-ресурсов. Но и как правильно заметили дотошные наши люди, которые увлекаются историей, была, видимо, допущена ошибка. К историкам мы не обращались. Мы были уверены, что Интернет нам правильную информацию даёт. На всех туристических сайтах стоит эта злополучная фотография Томсона, под именем Тома де Томона.

По словам Таратынова, он разговаривал с «Газпромом» и там должны принять решение, что теперь делать.

Я, как автор, готов убрать эту фигуру, заменить её на другую. Поскольку Тома де Томона никто не видел, то можно сделать вымышленный, собирательный образ, что тоже часто делается.

Александр Кононов, заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК), отметил, что в истории Петербурга это первый такой монументальный случай ошибки и исправлять её скорее всего предстоит авторам. Но быстро сделать это не получится. 

Позже скульптор Александр Таратынов сообщил, что на его скульптурной композиции «Зодчие» нет определённого утверждения, кто есть кто.

«Ни одна фигура не подписана. Это собирательный образ архитекторов того времени и не памятник Томсону или Тома де Томону, – отметил автор задумки. – Расшифровка имён была также кем-то сделана и выложена в Интернете. На этом основании дознаватель сделал свои выводы»

Скульптурная группа выполнена из бронзы. За небольшое время, прошедшее со дня открытия, у памятника уже появилась своя легенда. Говорят, что люди, затеявшие строительство, должны посидеть на стуле рядом с великими. Тогда будущее сооружение будет надёжным и долговечным.

11 мая 2024 г. 

Источники: