Дом Ш. З. Иофа

Садовая улица, № 75 / Лермонтовский проспект, 14 Б

В 1916 г. угловой участок и существующее здание приобрёл купец 2-й гильдии Ш. З. Иоф. Хозяин задумал обустроить в здании Театр миниатюр с кинотеатром во дворе. Перестройка здания велась по проекту архитектора Иосифа Лангбарда. Театр миниатюр ликвидировали после 1917 года, с 1923 года в здании располагался театр «Нью-Стар». 

Здание подверглось реконструкции в 1920-е годы, когда его переделали под кинотеатр, убрали все излишества и оставили только сцену с экраном и добавили балкон. В 1930-е годы здание реконструировали еще раз: балкон снова переделали, как и лестницы. 

С 1931 г. кинотеатр носит название «Ударник», с 1950-х — «Рекорд». Тогда же в восточном фойе кинотеатра был организован концертный зал. В настоящее время здание не эксплуатируется. 

По итогам изучения состояния здания стало видно, что балки деревянных ферм прогнили настолько, что «гниль можно вытаскивать руками. 

Мариинский театр 10 октября 2017 г. получил разрешение петербургского Госстройнадзора на реконструкцию расселённого дома на Лермонтовском проспекте, 14Б, под отель. Проект реконструкции с элементами реставрации предполагает, что здание «подрастёт» на полметра, за счёт устройства мансарды. В остальном проект не несёт внешних перемен. Предполагалось завершить работы уже к концу 2018 г. 

Новую гостиницу Мариинского театра предполагалось для размещения приглашённых исполнителей, постановщиков, гостей храма искусств. Активисты градозащиты, впрочем, ранее выражали опасения по поводу уничтожения исторической планировки зданий: восьмикомнатные квартиры будут перепланированы под отдельные апартаменты. 

В конце мая 2024 г. стало известно, что Дом Иофа на Лермонтовском проспекте, 14 станет новой сценой Мариинского театра. Бывший вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян, который в настоящее время работает помощником художественного руководителя Мариинского театра по строительно-инвестиционной деятельности, рассказал, что новая сцена необходима, чтобы можно было закрыть на реставрацию старое здание театра, которое находится «не в лучшем состоянии». «Дело в том, что исторический театр эксплуатируется достаточно сложно: мы каждый год проводим очень много мероприятий для того, чтобы здание поддерживать в необходимой форме» - рассказал Оганесян. 

«Нам поставили очень сложную задачу: в существующем здании, которое является выявленным объектом, сделать новую, уже четвёртую сцену Мариинского театра — современную, функциональную, с правильным сценическим оборудованием, с хорошей большой сценой, которой там никогда не было», — рассказал руководитель «НИиПИ Спецреставрация» Игорь Пасечник. 

Вместимость нынешнего зала предстоит увеличить в несколько раз. Когда здание было кинотеатром, там помещалось 250 зрителей. Пасечник пояснил: Валерий Гергиев сказал, что ему нужно не меньше 800 мест, иначе эта история не будет иметь никакого смысла.

Для этого предстоит «раскопать» где-то один, а где-то и два подземных этажа, а само здание в самой главной, колосниковой, части сцены необходимо увеличивать в высоту.

Пасечник рассказал, что во всей доступной сохранившейся архивной информации не удалось найти боковой фасад, каким его задумывал сам архитектор Иосиф Лангбард. Боковой фасад «провалился на метр», а ритм окон — случайный, констатировал спикер. В качестве догадки он высказал предположение, что при реконструкции в 1916 году просто использовали стену, сохранившуюся от предыдущего строения, — жилого дома. 

Руководитель архитектурной мастерской АРМ2 (связана с НИИПИ Спецреставрация) Мария Шапченко пояснила: решение проблемы размещения сцены нашлось в сохранении длины и ширины исторических фасадов и докомпоновки участка, которое занимает здание. Благодаря этому удалось вместить сцену, на которой возможно даже танцевать балет и обеспечить возможность эвакуации.

По словам Шапченко, было множество вариантов архитектурных решений. В итоге удалось восстановить отметку исторической кровли в сохраняемой части, которую выявили по иконографии. «Дальше мы уже надстраиваем необходимые объёмы, надстраиваем ещё один этаж для того, чтобы докомпоновать фасад и увидеть его целостное восприятие, и надстраиваем объём зала и колосников над сценой. Так как сбоку нет технологического пространства, всю технологию необходимо перемещать наверх», — обрисовала Мария Шапченко перспективы.

Основной вход предложено выделить на лицевом фасаде, докомпоновав его навесом. Фасады — отреставрировать и сохранить все оконные и дверные проемы. На подземном уровне, как вариант, могут разместиться гардероб и приветственная зона. В оформлении зала авторы, по словам Шапченко, вдохновлялись концепциями и рисунками самого архитектора Лангбарда.

1 июня 2024 г.

Источники: