Большая Морская улица, 18 / Кирпичный переулок, 5
В 1-й трети XVIII века на указанном участке находились мясные и рыбные ряды Морского рынка, которые были убраны ещё в 1730-е годы. Тогда же участок был куплен цирюльником и банщиком Яковом Кентнером, который построил на своей территории бани.
Согласно атласу тринадцати частей Николая Ивановича Цылова, в 1849 году часть участка, выходящая на Мойку, принадлежала почётному гражданину К. К. Шитту. На нём располагался трёхэтажный дом под № 54. Другая часть, просматриваемая с Невского проспекта, была в собственности почётного гражданина И. П. Лесникова. На его территории находился пятиэтажный дом под № 19.
Здание И. П. Лесникова было жилым, возведено по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова. Во 2-й половине XIX и начале XX веков им владел академик-ботаник Михаил Степанович Воронин, а затем его дочери.
В 1860-1890 гг. архитектор Павел Юльевич Сюзор осуществил перестройки существовавшего здания, однако в 1915 г. здание М. С. Воронина было снесено.
В 1911 г. дом № 18 на Большой Морской и соседний по Кирпичному переулку, выходивший на Мойку, приобрёл Русский для внешней торговли банк. Планировалось выкупить и соседний участок, принадлежавший Министерству иностранных дел, снести дом № 20 и проложить улицу параллельно Кирпичному переулку. Здание банка должно было стоять особняком от остальной застройки, что должно было облегчить решение функциональных и планировочных задач. Однако реализовать эту идею не удалось.
В 1913 г. был объявлен всемирный конкурс на проект банка.
К проектам выдвигалось несколько особых требований, в том числе, монументальность главного входа. Планировочным решением должна была быть предусмотрена комната дежурных для незаметного наблюдения за вестибюлем и главным входом. Премированные проекты поступали в собственность правления, оставлявшего за собой право назначить архитектора, которому будет поручена окончательная разработка проекта. Одновременно с первым конкурсом проводился второй среди известных петербургских архитекторов – Ф. И. Лидваля, М. М. Перетяковича, М. С. Лялевича, И. А. Фомина и других.
Первую премию получил совместный проект бельгийской фирмы «Леон Монуайе с сыновьями» и парижского архитектора Ж. Брэва, а окончательным проектом занимались Леонтий Николаевич Бенуа и Фёдор Иванович Лидваль. Составленный архитекторами вариант был одобрен в апреле 1915 г.
Здание «Русского для внешней торговли банка» должно было стать самым большим банковским сооружением Российской империи. И оно стало не только крупнейшей, но и последней банковской дореволюционной стройкой.
Предприятие, конечно, смелое - I мировая война затормозила даже стройки, начатые до 1914 года. Но банкиры, видимо, чувствовали себя вполне уверенно. К 1917 году банк вышел на 2-е место среди российских коммерческих банков. Среди учредителей РВТБ, созданного в 1871 году - в пору российского банковского бума, - были крупные банки Германии, в частности Deutsche Bank, тесные связи с которым сохранялись и в дальнейшем.
На Большой Морской РВТБ обосновался ещё в 1880-х годах. На участке № 32 по проекту архитектора В. А. Шретера возвели одно из первых специализированных банковских зданий. Сейчас там размещается Архитектурно-строительный колледж. До наших дней неплохо сохранился не только представительный фасад дома, но и его парадные интерьеры, в частности монументальная мраморная лестница и наиболее оригинальное помещение - восьмигранный операционный зал. Он перекрыт куполом из ферм, опирающиеся на металлические колонны, что для времени строительства здания было инженерным новшеством.
Центральная трехэтажная часть здания состояла из одного высокого зала с широкой галереей. По окружности зала располагались за решётками все отделения кассы. Центр зала был предоставлен публике. На галерее находились отделения корреспонденции и бухгалтерии.
1-й и 2-й этажи занимали кабинеты высших должностных лиц банка и Совета банка. Весь 3-й этаж был отведен под квартиру директора.
В заднем флигеле 1-й и 2-й этажи занимала денежная кладовая, на 3-м этаже находился архив.
Потолок центрального зала представляет собой плоский купол с витражом, устроенный по системе Шведлера из кольцевидных поясов и решётчатых рёбер. Купол состоит из двух рядов стёкол. Нижняя (внутренняя) – с орнаментальным витражным рисунком, часть купола выполнена из кафедрального цветного стекла с неровной поверхностью и матового стекла. Средняя часть купола выполнена из двойного легерного стекла. По классификации, использовавшейся до революции, двойные легерные стёкла – это стёкла высокого качества (бемские стёкла) шлифованные до зеркальности. Сверху купол накрыт конусообразным 12-гранным металлическим световым фонарём, покрытым тройным стеклом.
Все металлические конструкции были выполнены Санкт-Петербургским металлическим заводом, кузнечные работы проведены К. Винклером, а стекольные работы фирмой «М. Эрленбах и Ко».
Лучи звезды в центре витража направлены строго по сторонам света.
Тем не менее в начале ХХ века эти помещения стали казаться наивными, со всеми своими железками и витражами эпохи Эмиля Золя, - ведь вокруг совсем иные банковские здания (банк Вавельберга на Невском, Азовско-Донской на Морской, Русский Торгово-промышленный банк напротив РВТБ). И руководство РВТБ, несмотря на военное время, решило обзавестись более солидным домом.
4-этажные корпуса чётко разделялись на 2 яруса, почти равных по высоте, каждый из которых декорировали колонны и пилястры. Несмотря на то что тогда процветал величественный неоклассицизм, зодчие предложили возвести довольно эклектичное здание, хоть и оформленное в духе Ренессанса, мотивы которого были трактованы скорее изящно, чем монументально. Этому способствовала и основная композиционная идея: закруглённый угол формировала частично утопленная в теле постройки цилиндрическая башня. Собственно, башня, равная по высоте корпусам, почти не противопоставлялась им. Её выявлял лишь купол, особенно эклектичный по форме и убранству. Аркада 1-го яруса угловой башни осеняла вход в вестибюль. Над её колоннами по полукружию были водружены статуи.
Вначале стройка пошла споро, и к 1917 году кирпичные стены были вчерне выложены на всю высоту. Но на этом она и заглохла. Лишь в советские годы решили приступить к её завершению. Это было связано с тем, что в 1930 г. из состава Технологического института выделили несколько профильных вузов, в числе которых был и Текстильный. Вот для него заблаговременно и достроили здание на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы.
На основе недостроенного здания в 1929-1930-х годах архитекторами Львом Владимировичем Рудневым и Яковом Осиповичем Свирским был составлен новый проект. Внутренняя реконструкция и отделка здания были закончены в 1931 г., в 1934 году заканчивалось оформление фасадов.
Основное распределение объёмов, организация углового хода были сохранены. Но авторы отказались от горизонтального членения на ярусы, отдав предпочтение высоченным каннелированным пилястрам, охватившим все 4 этажа. Суровые пропорции в сочетании с лапидарной трактовкой деталей придали зданию мощь и динамизм, которыми оно не обладало по первоначальному замыслу Бенуа и Лидваля. Ощущение усиливают колоссальные проёмы между устоями угловой части. Это уже не арки, а прямоугольные порталы. Башня, теперь несколько приподнятая аттиком над примыкающими к ней корпусами, как бы взметнулась ввысь и нависла всей своей огромной массой над входным пространством.
Впоследствии Л. В. Руднев не считал своё произведение удачным. Он полагал, что отсутствие каких-либо горизонтальных членений сделало здание немасштабным, излишне монументальным по отношению к окружающей застройке. Возможно, он прав - недаром Бенуа и Лидваль, как и Перетяткович в здании Русского Торгово-промышленного банка, разделили здание по высоте межэтажным карнизом. Но, с другой стороны, нельзя забывать, что громада постройки хорошо просматривается с Невского проспекта. Можно предположить, что в первоначальном варианте эффект был бы не так выразителен, как сейчас.
Одним из первых студентов, поступивших в Ленинградский текстильный институт, был Алексей Николаевич Косыгин – выдающийся политический, государственный и партийный деятель, председатель Совета министров СССР в 1964-1980 гг.
Во время Великой Отечественной войны, в 1941-1942 годы, здание не отапливалось, было отключено от света, окна были разбиты и заколочены фанерой. Кроме того, здание пострадало от артснаряда. Однако занятия в институте продолжались.
На базе университета были созданы химические лаборатории с целью выполнения спецзаданий, решения научно-практических задач, призванных помочь на фронте. Также были изобретены и выпущены заменители пищевых продуктов из хлопка, линты, костры и лубяных материалов, добавлявшихся в хлеб на хлебопекарных заводах в качестве пищевых добавок.
В 1944 г., после снятия блокады Ленинграда, в здании начались восстановительные работы, также налаживалась привычная система обучения студентов.
В мае 2007 года здесь с отличием защитил диплом и получил специальность «инженер-технолог по производству швейных изделий» Андрей Аршавин, знаменитый нападающий футбольного клуба «Зенит». Андрей перевёлся на факультет дизайна и технологии на втором курсе. До этого он получал знания на химическом отделении, но видимо, что-то его там не устроило. Основной трудностью для Андрея была нехватка времени. И здесь преподаватели шли Аршавину навстречу: они подстраивали свой график работы под график его матчей и тренировок. Вспоминают его как ответственного и усидчивого ученика.
В октябре 2018 г. были закончены работы по восстановлению витража площадью в 120 кв. метров. Объект культурного наследия «Банк для внешней торговли Русский с флигелями» получил историческое трёхъярусное осветление.
Верхний световой фонарь находился в аварийном состоянии, металлические конструкции были частично разрушены. Для защиты под ним была натянута предохранительная сетка.
Конструкция светового фонаря разделена на 3 яруса. Нижний ярус – купол, образованный двенадцатью клёпаными металлическими фермами переменной высоты. Фермы опираются на 12 металлических колонн. Остекление нижнего света фонаря представлено витражным заполнением. Верхний ярус – ферменная надстройка на внешнем кольце купола и двенадцатигранная шатровая часть из клёпаных металлических рёбер. Третий ярус остекления располагается на шатровой конструкции и представляет собой конусообразный световой фонарь, покрытый тройным стеклом.
Все три яруса остекления, в том числе витражное заполнение, находились в неудовлетворительном состоянии.
Витражное заполнение светового фонаря полихромное в свинцовой оплётке, состоит из сегментов, в каждом из которых расположены мелкие фрагменты геометрического характера. Витраж занимает площадь около 120 кв. метров.
На момент начала работ утраты составляли около 60%. Сохранившиеся стёкла имели поверхностные загрязнения, многочисленные трещины, утраты отдельных модулей, свинцовые протяжки были деформированы.
Работы по реставрации сохранившихся элементов витража и воссозданию утраченных деталей, реставрации трёх ярусов светового фонаря длились полгода.
За это время также были отреставрированы декоративные цинковые люнеты, восстановлены система сбора конденсата и подъёмный механизм люстры, устроена дополнительная подсветка купола.
Реставраторы отмечают, что удалось сберечь все сохранившиеся элементы светового фонаря. Большая работа по приведению в соответствие восстанавливаемых деталей витража с историческими была проведена совместно со специалистами КГИОП.
В процессе реставрации возникли технические трудности, так как в настоящее время очень мало мастеров по работе с витражами. В связи с большим объёмом работ к воссозданию утраченных элементов витража были привлечены сразу три витражные компании Санкт-Петербурга.
В настоящее время здание сохраняет свою историческую функцию, являясь учебным заведением. Это главное здание ФГБОУ ВО «Санкт‑Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна».
8 ноября 2024 г. распоряжением КГИОП «Здание Русского банка для внешней торговли (здание Текстильного института)» (Большая Морская ул., 18) включено в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
9 ноября 2024 г.
Источники:
Адреса Петербурга. № 7/2003; № 40/2011, Михаил Микишатьев
"МК" в Питере. 12.12.2007
КГИОП. 26.10.2018; 8.11.2024