улица Пестеля, 7
Отдельно стоящие постройки на указанном участке существовали ещё в конце XVIII века. Согласно плану Шуберта, к 1828 году здесь располагалась сложная в плане постройка с двумя внутренними дворами и незамкнутым контуром застройки по красной линии улицы Пестеля.
В 1836 г. по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова здание было перестроено для купца Петра Костылёва. Сформирован единый контур застройки дома. Здание было трёхэтажным на подвалах, в уровне 1-го этажа фасад декорирован линейным рустом с замковыми камнями в завершении окон.
С 1877 года владельцем участка являлся потомственный почётный гражданин Адольф Оттович Бари. При нём здание сохраняло прежнее архитектурно-художественное решение.
В 1902 г. для нового владельца был надстроен дворовый флигель, произведена перепланировка помещений 1-го этажа.
В 1911 г. владельцем участка с постройками был статский советник Михаил Альбертович Соловейчик. В том же году по проекту архитектора Мариана Станиславовича Лялевича снесена часть ветхих построек и возведён шестиэтажные лицевой дом и флигели.
Михаил Альбертович Соловейчик – российский банкир, статский советник. В 1900-1915 гг. работал директором-распорядителем Сибирского Торгового банка (правление находилось в Петербурге). Учредитель Монгольского банка, председатель правления акционерного общества Митаевских металлических заводов «Крамер Л. и сыновья», учредитель и директор правления акционерного общества Анкерманской и Троицкой железной дороги, член совета фондового отдела Петербургской биржи.
Нижние два этажа оформлены наподобие крупной аркады. Средняя часть, завершённая массивным аттиком, усилена портиком композитного ордера, охватывающем по высоте четыре этажа. Это своеобразная архитектурная цитата, заимствованная из творческого наследия величайшего зодчего итальянского Возрождения Андреа Палладио. Портик повторяет главный фасад знаменитого Палаццо дель Капитанио в Виченце, а две статуи над трёхчетвертными колоннами, выполненные скульптором В. В. Кузнецовым, словно сошли с бокового фасада того же здания. Однако если там ордер является неотъемлемой частью целостной структуры, то здесь он выглядит монументальной аппликацией, наложенной на фасад многоквартирного доходного дома с повторяющейся планировкой этажей. Введение такой цитаты сделало здание представительным и запоминающимся. Впоследствии подобный приём неоднократно использовали другие архитекторы - как в предреволюционные годы, так и в период 1930-1950-х гг. Мотив аркады, и особенно комбинация трёх арок - излюбленная тема творчества Лялевича. Она варьируется в таких его постройках, как дома на Каменноостровском проспекте, № 9 и № 48, на Невском проспекте, № 21 и № 80.
Боковые арки портика вели внутрь участка дома на Пантелеймоновской, а в средней помещался парадный подъезд. Основной, квадратный в плане, двор по-своему примечателен. В отличие от обычных дворов-колодцев, он и уютен, и репрезентативен. Стены его декорированы колоннами, балконами с балюстрадами. В глубине находятся ещё два малых дворика, которые не превратились в тёмные шахты лишь потому, что соседний участок не был застроен по всему периметру. Остались открытыми и массивные брандмауэры дома 7 (стены на границах владения, делавшиеся глухими из противопожарных соображений), которые видны не только изнутри квартала, но и с улицы. Грубые спонтанные формы брандмауэров, подчас вызывающие впечатление фантасмагории, порождают разительный контраст с парадными фасадами. Но и они давно стали привычным неотъемлемым компонентом исторически сложившейся городской среды старого Петербурга.
Строитель этого дома М. С. Лялевич в 1913 - 1917 гг. был его жильцом. А после революции он, поляк по национальности, уехал на родину, где стал одним из ведущих архитекторов. В 1944 г. он погиб в оккупированной фашистами Варшаве.
В предреволюционный период в здании размещались миссия Аргентины и редакция журнала «Медицинский современник». Потом оно стало жилым домом с булочной в нижнем этаже.
В 1923-1931 гг. здесь жила популярная среди петербургской, а затем и ленинградской публики актриса Елена Маврикиевна Грановская. Её сценическая деятельность началась ещё в XIX веке на подмостках частных петербургских театров. После революции Е. М. Грановская работала, главным образом, в Театре комедии, а в 1939 г. перешла в Большой драматический театр.
В 1935-1939 гг. в квартире № 24 жил другой выдающийся артист – Виталий Павлович Полицеймако. Почти вся его творческая жизнь была связана с Большим драматическим театром.
Мемориальная доска с горельефным портретом, установленная в 1986 году, напоминает о том, что в этом доме в 1930-х годах жил Герой Советского Союза Виктор Александрович Лягин. Он был одним из тех, кого называли «бойцами незримого фронта». Чекист Лягин в 1939 г. покинул квартиру на улице Пестеля и стал готовится к работе в тылу врага. Оставшись по заданию командования в оккупированном фашистами Николаеве, Лягин организовал и возглавил подполье в Николаевской и Херсонской областях. В марте 1943 г. при выполнении задания В. А. Лягин был схвачен гитлеровцами. На допросах вёл себя мужественно, несмотря на пытки, не выдал участников группы. 17 июля 1943 г. был расстрелян.
Согласно данным справочника жителей Ленинграда от 1930 года здесь проживал актёр театра и кино, участник Великой Отечественной войны, заслуженный артист РСФСР Пётр Станиславович Соболевский, который занимался в мастерской ФЭКС.
По данным справочника 1947 года в этом доме жила актриса Нина Николаевна Казаринова, а в 1969 году – художник театра и кино Георгий Николаевич Мосеев.
19 декабря 2024 г. распоряжением КГИОП «Дом М. А. Соловейчика» (ул. Пестеля, 7) включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
21 декабря 2024 г.
Источники: