Вяземский переулок, 8
Уникальное здание было построено в 1968-1969 гг. по проекту архитектора Филиппа Гепнера в тесном сотрудничестве с М. К. Аникушиным, и является образцовой мастерской для изготовления моделей памятников в натуральную величину.
Мастерская расположена в исторической части города на Петроградской стороне, в глубине Песочной набережной на территории Вяземского сада. Аникушин предполагал сделать в саду экспозицию современной скульптуры, но идея осталась неосуществлённой.
Двухэтажный, увитый плющом фасад из красного кирпича - нижняя часть здания. По косой линии от него поднимаются вверх боковые стены. Задняя высокая 1-этажная часть с огромным окном - мастерская.
В 1968 г. Аникушин и В. А. Каменский победили в конкурсе на проект памятника Ленину в Ленинграде, который должен был появиться в городе к 100-летию вождя пролетариата. Для создания 7,5-метровой скульптуры не нашлось подходящего помещения. Предложенное 1-этажное здание старой оранжереи в Вяземском парке было решено полностью перестроить.
Порядка 15 метров потолки, высокие панорамные окна с выходом на север города.
Мастерская - большое светлое помещение, 200 кв. м., напоминала цех. Здесь находилась подвижная платформа, снабжённый мотором станок, который можно было вращать и двигать по рельсам, выдвижной кран с кабиной для скульптора для работы на различной высоте, кран, установленный на потолке, для переноса тяжёлых отливок, увеличительный пунктирный станок. Уникальное оборудование сохранилось до настоящего времени.
Здесь всё сделано для удобства работы скульптора, начиная с освещения: большие окна ориентированы на север, что не случайно — у скульптора всегда должен быть ровный спокойный свет. На уровне примерно шести метров по периметру большой мастерской расположена обходная галерея с лестницей, на которую скульптор поднимался, изучая свою работу с разных ракурсов. По обе стороны мастерской есть большие ворота, через которые заезжала грузовая машина с материалами, в том числе глиной и гипсом. Отсюда же увозили гипсовые формы будущих памятников на завод для отливки (в случае с Лениным – в бронзе).
Создание здесь моделей памятников напоминало целое производство: кроме главного скульптора, присутствовавшего на всех этапах работы, были и модельщики, и штатные скульпторы, прокладывавшие основную фигуру из глины, были форматоры, были и просто подсобные рабочие. Только представьте, сколько нужно накидать глины, для того чтобы построить памятник в 7,5 метра! Для этого, кстати, здесь всегда была специальная глиняная яма, в которой всегда был запас влажной глины.
Здесь были созданы сотни произведений разных масштабов и жанров - памятник В. И. Ленину на Московском проспекте, монумент "Героическим защитникам Ленинграда", памятник А. П. Чехову в Москве и другие.
Аникушин был человеком потрясающей энергетики. Когда он работал над каким-то глобальным проектом, то его сложно было удержать на месте. Его помощники вспоминали, что он мог на протяжении многих часов носиться по лесам, возведённым вокруг скульптуры, потом, переодевшись, уезжать по каким-то делам из мастерской, затем возвращаться и вновь обегать готовящийся макет памятника сверху донизу. А потом вдруг уснуть прямо на площадке лесов. Когда он работал над памятником Ленину, он даже носил такую же кепку и отчасти копировал походку своего героя, словно вживаясь в образ, который ему предстояло создать.
Власти его уважали. А он знал, как с ними работать и при этом не терять своего достоинства. Когда готовился к сдаче 1-й реализованный в этой мастерской проект — памятник Ленину, — к скульптуре незадолго до приезда комиссии был добавлен бант на лацкан пиджака. Михаила Константиновича тогда спросили: зачем? А он, хитро улыбаясь, со знанием дела ответил: «Комиссия приедет и первым делом обратит внимание на этот бант. Естественно, он им не понравится, и они его запретят, да и остановятся на этом, и ничего в скульптуре уже не изменят».
Сегодня большая мастерская – выставочное пространство Государственного музея городской скульптуры, а ворота, расположенные по обе стороны мастерской, ведут в экспозиционные залы музея. В этом же зале с верхней балки свисает подъемный кран – тельфер, который облегчал работу скульптора.
В мастерской сохраняется ряд авторских эскизов и моделей известных произведений М. К. Аникушина, станковая скульптура, мемориальные вещи.
Рядом с большой мастерской расположена малая, предназначенная для камерных произведений, служившая одновременно кабинетом и библиотекой.
В доме находится и мастерская жены Аникушина, Марии Тимофеевны Литовченко, скульптора, народного художника России.
«Главное рабочее место скульптора расположено в центре большой мастерской – это металлическая платформа (в прошлом – основание строительного крана). Она выезжала по рельсам в центр зала также для возможности более детально поработать с моделями, – рассказывает заведующая Мастерской Аникушина (филиал Государственного музея городской скульптуры) Юлия Мачевская. – Сейчас на платформе установлена металлическая скульптура – современный взгляд, ремейк на памятник Ленину на Московской площади».
Она украсила стены мастерской в 2017 году – в год 100-летия со дня рождения Михаила Аникушина. Тогда Государственный музей городской скульптуры обратился к современным скульпторам Олегу Жениленко, Владимиру Андрееву и Виталию Датченко, которые представили свое видение Ленина на площади.
«Михаил Аникушин работал над образом российского революционера почти 10 лет, буквально примеряя образ персонажа на себя. Например, работая над Владимиром Лениным, Аникушин носит кепку-атрибут персонажа – он подражает его походке и копирует интонацию, с которой говорил герой. Основная сложность работы над памятником заключалась в сжатом времени. Аникушин выиграл конкурс в 68-м году, а украсить площадь скульптура должна была уже в 70-м», – говорит Юлия Мачевская.
Сегодня больше всего внимания посетителей малой мастерской к себе привлекает рабочая модель в виде обнажённого Ленина – это один из этапов работы скульптора, когда изучается анатомия персонажа. Только после этого этапа модель «одевают в одежду».
«Аникушин определенно очень уважал Ленина. У нас в экспозиции представлены рабочие папки мастера с эскизами, фотографиями, портретами и вырезками из газет, а также рисунками. Скульптор собирал всю информацию о своем герое, чтобы понять, как человек выглядел, как мог себя вести. К счастью, изображений Ленина к 70-м годам было много», – говорит Юлия Мачевская.
Оценить масштабы, с которыми работал скульптор, позволяет гипсовая модель, с которой делали отливку головы памятника Ленина на Московской площади. Сегодня она экспонируется в зале, который посвящен монументу «Героическим защитникам Ленинграда». Но увидеть её не так просто: голова расположена в небольшой шкафу.
Частью экспозиции музея стали и работы учеников Аникушина. У него интересная привычка была: посоветуют ему помощники что-нибудь, он наорёт в ответ в духе «что за бред!», походит, подумает и по-тихому сделает так, как ему советовали. Многие студенты, знавшие Аникушина, называли его шаровой молнией: человеком он был уж очень эмоциональным, мог и кричать, и махать руками. При том до сих пор ходят легенды, что некоторые студенты настолько его боялись, что спасались бегством в самом прямом смысле слова, чуть ли не прыгали в окна. Одна из его выпускниц, Юлия Мурадова, проходившая практику в этой мастерской, вспоминала, что Аникушин очень не любил всякие женские украшения и какой-нибудь браслет мог просто сорвать с запястья и выкинуть со словами: «Развлеченьям в мастерской не место!» Но при этом своём вечном крике и вспыльчивости он всегда оставался очень чутким человеком, который готов был помочь чем угодно: хоть в санаторий путёвку выбить, хоть ребёнка в детский сад пристроить — к нему постоянно люди с просьбами обращались, и его рабочий день начинался с телефонных звонков «по делам просителей». И он никогда ничего не требовал взамен: помогал, потому что мог помочь.
Михаил Константинович Аникушин работал здесь до 1997 года, потом какое-то время здесь продолжала трудиться Мария Литовченко, его жена. Затем про это здание забыли. Мастерская приходила в упадок: разорвало батареи, просели полы, на стенах разрастался грибок, текла крыша. Ясность наступила лишь тогда, когда губернатор Валентина Матвиенко подписала постановление о создании здесь музея и передаче здания Музею городской скульптуры. Тогда начался длительный процесс оформления документов, который занял 2 года. Первые сотрудники МГС пришли сюда в 2007 году и обнаружили полное запустение. Затем последовал долгий процесс утверждения проекта капитального ремонта и восстановление здания, которое заняло несколько лет.
Постоянная экспозиция тоже складывалась не за один день, и музей в пилотном режиме открылся лишь в декабре 2012 года всего на несколько дней: его вынуждены были закрыть по причине полного отсутствия штатного персонала. Затем начали проводить экскурсии по предварительной записи. С июля 2013 года мастерскую Аникушина может посетить любой желающий.
20 февраля 2025 г.
Источники:
citywalls.ru
BaltInfo. 25.12.2012
Вечерний Петербург. 29.07.2013