Набережная Обводного канала, 124 / улица Шкапина, 2
История доходного дома В. Г. Бредникова на углу набережной Обводного канала и улицы Шкапина начинается в 1891 г. Здание выполнено по проекту архитектора Голосуева Агурьяна Киприановича. Стиль — модерн.
В соответствии с Табелью домов Санкт-Петербурга 1891 г. домовладение принадлежало Бредникову. Владимир Григорьевич Бредников оставался владельцем по крайней мере до 1907 г. «Весь Петербург» на 1907 г сообщает о Бредникове: «потомственный почётный гражданин, проживает в собственном доме по наб. Обводного кан., 124».
На 1908 г. «Весь Петербург» уже называет владелицей дома Ирину Кузьминичну Кондратьеву До этого времени дом не является угловым, Везенбергская улица в справочниках не называется. «Весь Петербург» на 1913 г. дом уже указывает как угловой № 124-2, владелицей по-прежнему является И. К. Кондратьева. Справочники ничего о ней не сообщают, за исключением домовладения.
По «Весь Петроград» на 1916 и 1917 г. домовладельцем является Павел Аристархович Коцебу. О нём тоже ничего не сообщается, кроме домовладения.
На доме имеется памятная доска с текстом: «В этом доме в квартире рабочего резиновой мануфактуры В. Прошина осенью 1895 г. состоялось совещание уполномоченных рабочих кружков Петербурга в котором принимал участие В. И. Ленин. Обсуждались вопросы связанные со стачками».
В начале ноября 1907 г. дворянин Иван Лисенко получил разрешение на открытие кинематографа вместимостью до 150 человек в 1-м этаже надворного флигеля в доме № 124 по Обводному каналу. Так на этом бойком месте, близ Балтийского вокзала, появился 1-й кинематограф, который просуществовал около года. Позднее здесь сменилось несколько больших и малых кинотеатров.
Недолгой оказалась и жизнь кинозаведений, устроенных по этому адресу сначала кронштадтским мещанином Михаилом Геевым, а затем Алексеем Кондратьевым. Более удачным было начинание Клавдии Константиновой: её кинематограф, получивший название «Балтийский электротеатр», располагался на 2-м этаже дворового флигеля в квартире № 48. Он открылся 5 августа 1910 г. и просуществовал 3 года.
Очередной кинотеатр, на этот раз «Россия», появился здесь в начале 1916 г. Его хозяином был булочник Александр Игнатьевич Непомнящий, живший в Старом Петергофе. Он обратился в городскую управу «с ходатайством об узаконении чертежей большого кинематографа с эстрадой для дивертиссемента на втором этаже дворового флигеля». После Октябрьской революции заведение было национализировано, а во время нэпа его сдавали в аренду.
Сведения о работе кинотеатра «Россия» в 1920‑х годах можно найти в воспоминаниях художника-графика и литератора Бориса Фёдоровича Семёнова, отец которого играл на виолончели в оркестре этого заведения: «Кинотеатр "Россия"… словно празднично иллюминированный пароход, издалека приветливо мигал мне своими разноцветными лампочками при входе. В фойе все уже толпились перед деревянной перегородкой, что была до потолка заклеена яркими рекламными картинками. Эти многокрасочные афиши поражали величиной — некоторые были составлены из четырёх листов. От них трудно было оторваться. Даже буквы надписей выглядели завлекательно, хоть и непонятно, о чем они говорили: ведь реклама предназначалась для американского зрителя, и переводчика среди нас не находилось. Вот и старался всяк своим умом дойти до смысла изображений…».
Борис Семёнов отмечал, что все билеты стоили одинаково, поэтому каждый торопился занять место получше, и не только для себя, но и для трёх-четырёх приятелей. В зале стоял отчаянный шум: перекликались друзья из разных рядов, вспыхивали скандалы из‑за занятых мест… Но все крики мгновенно умолкали, когда на экране появлялись первые мигающие кадры фильма.
Особенно интересны воспоминания о директоре кинотеатра Екатерине Тимофеевне Выводцевой. Что примечательно, перед революцией она, жена потомственного почётного гражданина, владела кинематографом «Балтийский театр», располагавшимся в соседнем доме — № 126 по Обводному каналу.
«Тётя Катя — грозная толстая коротышка со сросшимися бровями — была копией царевны Софьи с картины Репина, — вспоминал Семёнов. — Она была единовластной хозяйкой своего кинотеатра, требовала, чтобы её называли "товарищ директор", и не пасовала ни перед фининспектором, ни перед местной шпаной. На мощной груди у тёти Кати всегда было одно и то же украшение: массивный костяной свисток с горошиной, болтавшийся на витом красном шнуре…»
Когда страсти в зрительном зале накалялись до предела и зрители бросали в экранных злодеев чем только могли, показ ленты обрывался. Вспыхивал свет, и Выводцева бросалась наводить порядок. Стуча высокими каблуками, она подбегала к нарушителю и вышвыривала его на улицу.
«Хозяйка "России" удивительно хорошо знала запросы своего зрителя, — отмечал Семёнов. — И хотя фильмы демонстрировались очень старые, с «дождём», который прочёсывал экран царапинами, с внезапными обрывами, и механику часто приходилось клеить изношенную ленту, зал, наэлектризованный, терпеливо ждал продолжения сеанса».
Кинотеатр «Россия» просуществовал до 1927 года.
23 ноября 2024 г.