Для памятника императрице Марии Фёдоровне, жене Павла I, было предложено сразу несколько мест — в Михайловском сквере, у Казанского собора, на площади перед Смольным собором и, наконец, в Адлербергском сквере напротив Смольного института. Именно такие варианты в течение 30 лет рассматривал комитет по созданию монумента. Но в итоге идея так и не была осуществлена.
История началась в 1874 г., когда лицеист С. Д. Комовский, одноклассник Пушкина, обратился с письмом к Александру II, в котором предлагал увековечить память об императрице. Его инициатива была не случайна: много лет он служил по Ведомству учреждений императрицы Марии, основательницей которого и считалась Мария Фёдоровна.
Александр II поддержал идею Комовского, но по неизвестным причинам дело не получило продолжения, оставшись лежать тонкой папкой в архиве ведомства. Возобновлено оно было лишь 10 лет спустя. В 1884 г. высочайшим повелением был учреждён комитет по созданию памятника. Его предполагалось воздвигнуть на пожертвования, учитывая опыт по успешному сбору средств на сооружение монумента Пушкину в Москве.
В 1889 г. была открыта денежная подписка. Значительную часть средств составили пожертвования членов императорской семьи, сам император выделил 10 тысяч рублей. Однако близкую к нужной сумму удалось собрать лишь к середине 1890‑х годов, и в 1897 г. был наконец объявлен конкурс проектов.
Будущий памятник предполагалось установить у Смольного собора, который по утвержденному в 1835 г. императором Николаем I положению как раз в память об императрице получил статус собора всех учебных заведений. На его алтарной стене золотыми буквами значились названия всех школ и институтов, входивших в Ведомство учреждений императрицы Марии Фёдоровны, и все воспитанники и учащиеся ежегодно собирались в храме на торжественных молебнах и богослужениях.
В положении о конкурсе говорилось: «Основная мысль памятника должна выражать деятельность Императрицы Марии Феодоровны на пользу страждущего человечества и её постоянные заботы о воспитании детей и об участи сирот, больных, убогих и престарелых».
Форму и размер памятника жюри оставило на усмотрение авторов, но при этом подчёркивалось: «…проект должен быть оригинальным, а не подражанием существующим уже памятникам. Простота замысла, ясность выражения мысли, изящество и художественность очертаний признаются главными условиями задачи».
К участию в конкурсе были приглашены ведущие российские скульпторы: М. М. Антокольский, В. А. Беклемишев, А. М. Опекушин и другие, причём каждому приглашённому участнику выплачивалось 1500 рублей. Допускалось предоставление работ и другими авторами, но на безвозмездной основе.
Осенью 1897 г. модели были выставлены в здании опекунского совета ведомства на Казанской улице. Хотя жюри и отметило ряд проектов, но все они по разным причинам были признаны неудовлетворительными.
Создание памятника было отложено. Затем началась Русско-японская война, случилась первая русская революция… Вновь вернулись к идее лишь в 1908 г., когда председателем комитета был назначен брат Николая II великий князь Михаил Александрович.
Новый конкурс объявили в 1911 г.. Местом установки в этот раз выбрали Адлербергский сквер, другие адреса больше не рассматривались. Сквер назывался так в честь Юлии Фёдоровны Адлерберг, начальницы Смольного института в 1802 – 1839 гг. Ныне это сад-партер Смольного.
В условиях конкурса, между прочим, указывалось, что «характер всего памятника должен сочетаться со стилем здания института, построенного Кваренги». Кроме модели самого памятника конкурсанты должны были предоставить и проект планировки сквера.
Интересно, что победителями конкурса оказались молодые скульпторы и архитекторы, только начинавшие свою карьеру. Причём многие из них впоследствии получили широкую известность.
1-я премия была присуждена проекту скульптора Ю. Н. Свирской и архитектора Н. Е. Лансере. Вот как описывал его обозреватель «Петербургской газеты»: «Императрица сидит на троне в очень простой, характерной для её гуманной деятельности позе. На пьедестале надпись: "Императрице Марии Феодоровне благодарная Россия". Последняя олицетворяется женской фигурой, склонившейся у подножия пьедестала и протягивающей императрице венок».
Второй, третьей и четвёртой премий удостоились, соответственно, проекты М. Г. Манизера и Б. Д. Цинзерлинга, Л. В. Шервуда и Л. А. Ильина, В. В. Лишева и Л. Р. Соллогуба. Однако к реализации был принят проект, получивший пятую премию. Его авторами были скульптор Е. П. Черемисинова и архитектор Е. А. Бернардацци. Памятник представлял собою колоннаду в стиле ампир, на фоне которой стояла фигура императрицы. «Труд почтенный, — отмечал корреспондент, — но памятник ничем не выражает деятельность императрицы».
Этот недостаток Черемисинова устранила в окончательной модели, законченной ею к маю 1914 г. Композиция была дополнена невысокой тумбой, на лицевой грани которой была изображена эмблема Ведомства императрицы Марии: пеликан, кормящий детей своей кровью (в геральдике — символ самоотверженной родительской любви). На тумбе лежали бумаги и корона.
Параллельно чиновники вели переписку о перепланировке Адлербергского сквера. Проволочки привели к тому, что работы по установке монумента так и не начались. Первая мировая война и дальнейшие революции сделали осуществление проекта невозможным.
21 сентября 2024 г.