Лютеранская церковь свв. Петра и Павла

Невский проспект, №22-24

Этот участок Невского проспекта был передан немецкой протестантской общине по указу Петра II в 1727 г. Первые дома и церковь тут были построены в 1728-1730 гг. 25 июня 1730 г., в день празднования 200-летия Аугсбургского исповедания, на этом месте была освящена т. н. «Кирха на перспективе». Здание было кирпичным, имело деревянную башенку и вмещало 1500 человек. В 1737 г. рядом со зданием церкви были построены два дома, где разместились квартиры церковных служителей и школа - «Петершуле». Общий план всего корпуса сохранился до сих пор. 

Через сто лет, в 1833-1838 гг., архитектор Александр Павлович Брюллов перестраивает здание церкви, а архитектор Г. Р. Цоллинкофер возводит новые жилые дома для причта (№№22 и 24) (в 1910-1911 гг. эти ранее 3-этажные дома были надстроены ещё двумя этажами, с сохранением прежнего характера отделки фасадов). Заложено новое здание церкви было 21 августа 1833 г., а освящено 31 октября (12 ноября) 1838 г., в день Реформации. 

В композиции кирхи Брюллов использовал некоторые мотивы архитектуры романского стиля, господствовавшего в странах Западной Европы в X - XII вв., сочетая их с приёмами русского классицизма.

Высокие башни, фланкирующие главный фасад, арочные окна и т. н. перспективный портал, оформленный концентрическими арочками, покрытыми резьбой и опирающимися на пучки тонких колонн, - все эти мотивы, несомненно, навеяны постройками романского стиля, в частности того его варианта, который сложился в Северной Франции, в Нормандии. В этом убеждает сопоставление главного фасада брюлловской постройки, например, с западным фасадом церкви Св. Троицы в Кане. Очевидно, и заказчики, и сам архитектор считали, что черты средневековья в облике кирхи больше отвечают назначению здания иноверческой церкви, придают его облику тот романтический оттенок, который импонировал новым художественным вкусам петербуржцев 1830-х.

Однако новое здание должно было встать на Невском проспекте, среди классицистических построек, и это требовало придать его фасадам подобающую этому стилю строгость. Симметрия, лаконичная гладь стен, чёткие линии горизонтальных тяг, карнизы башен, поддерживаемые модульонами, традиционная «петербургская» окраска в светло-жёлтый цвет - все эти особенности и детали здания, непосредственно связанные с русским классицизмом, как раз и способствуют тому, что фасад кирхи, поставленный в глубине небольшого двора, в разрыве между жилыми домами с классицистическими фасадами, так органично вошёл в общую панораму проспекта.

Талант Брюллова, чувство меры и такта позволили ему создать, используя мотивы романского и классицистического стилей, довольно органичную и цельную композицию. Но сам факт соединения в одной постройке элементов разных стилей позволяет рассматривать это здание как одно из 1-ых и в то же время очень последовательных воплощений эклектики.

Здание кирхи было 1-м в России зданием общественного назначения, в котором были применены внутренние несущие чугунные колонны, образующие подобие ярусного каркаса. Церковь была перекрыта кирпичными сводами, опирающимися на кирпичные столбы. В её боковых пролётах (нефах) были устроены боковые трёхъярусные балконы – т. н. эмпоры, которые поддерживались тонкими чугунными колоннами – по 2 колонны в пролёте между кирпичными столбами. Эти колонны не сохранились, т. к. интерьер церкви впоследствии был переделан. Колонны и опирающиеся на них балки образовали пространственную систему, которую можно рассматривать как прототип многоярусного каркаса. Новаторское конструктивное решение боковых эмпор, стройные очертания чугунных колонн внесли в интерьер здания совершенно новые черты, не свойственные старым историческим стилям, но зато правдиво отражающие технические особенности металла.

У входа находятся две статуи: слева расположена фигура Св. Павла, справа - Св. Петра.

Парадный фасад, обращённый в сторону Невского проспекта, украсила фигура преклонившего колени ангела, помещённая между двумя прямоугольными башнями. В руках он держал сделанный из дуба крест, покрытый медью.

Автором «небесного стража» стал саксонский мастер Иосиф Герман, ученик знаменитого датского скульптора XIX века Бертеля Торвальдсена. Заметим, что ангел над Петрикирхе оказался далеко не единственным творением Германа в Петербурге: именно он смоделировал и воплотил в жизнь 24 статуи ангелов, расположенные на балюстраде главного купола Исаакиевского собора.

Церковь являлась самым большим лютеранским храмом в России. Службы здесь проходили до декабря 1937 г. 

В 1934 г. в наказах делегатам Ленсовета XIV созыва «от трудящихся» Металлоштамповочного завода и фабрики «Комсомолка» прозвучали категоричные требования «закрыть лютеранскую церковь на проспекте 25‑го Октября». В то же время приходский совет («двадцатка») Петрикирхе не раз обращался к властям с просьбой обеспечить безопасность церкви от хулиганов, регулярно разбивающих стекла. «Каждый день всё новые дыры образуются в окнах, и не только разбиваются окна, но и выворачиваются ручки дверей, — жаловались верующие. — Без поддержки извне сторожу церкви немыслимо справиться с этим злом».

В ноябре 1937 г. были арестованы пасторы Петрикирхе отец и сын Павел и Бруно Рейхерты, а в следующем месяце приходской совет вынужденно отказался от дальнейшего использования здания храма. Оно поступило в распоряжение Ленгосэстрады — организации, занимавшейся концертно-эстрадными мероприятиями. Предполагалось, что после реконструкции в нём разместится концертный зал.

В сентябре 1938 г. руководитель Ленсовета Алексей Косыгин (в будущем председатель Совета министров СССР) издал распоряжение о снятии крестов с бывших церковных зданий Ленинграда. Соответствующее указание было дано Президиумом Верховного Совета РСФСР и начало активно исполняться на уровне районов, но в случае с Петрикирхе неожиданно возникла сложность.

Скульптура ангела над фасадом церкви включала крест и, соответственно, должна была подвергнуться демонтажу. Однако, будучи признанным памятником архитектуры, здание находилось под охраной государства, а потому любые изменения внешнего облика допус­кались только с согласия уполномоченных органов. Выездное заседание специальной комиссии с участием представителей Союза архитекторов, Союза художников и Русского музея сочло статую ангела ценной с историко-художест­венной точки зрения, но вместе с тем было решено «подправить» её с учетом идеологии.

«Принимая во внимание, что здание бывшей церкви Петра и Павла в дальнейшем будет использовано под Эстрадный театр, Комиссия находит возможным перекомпоновать скульптуру ангела». Такое решение было вынесено в октябре 1938 г. 

Официально церковь была закрыта 2 марта 1938 г., когда в ней разместили временную экспозицию «Северный полюс» и собирались было устроить концертный зал «Госэстрады». Часть предметов убранства, представлявших особую художественную ценность, передали в Эрмитаж и в Русский музей, но многое – в т. ч. произведения изобразительного и прикладного искусства – уничтожили или разграбили. Неизвестна судьба превосходного органа фирмы «Валькер». 

В 1940-1950-е в храме находился овощной склад. 22 мая 1958 г. Ленгорисполком принял решение приспособить церковь под плавательный бассейн Балтийского морского пароходства  «Водник» Бассейн был открыт в 1962 г. В результате переделок были уничтожены настенные росписи, арочные перекрытия и галереи. Вода, как было впоследствии сказано в официальном заключении, подмыла фундаменты несущих колонн, стены начали оседать. Из-за неравномерной осадки по ним пошли трещины. 

Во 2-й половине 1980-х началась борьба ленинградских лютеран за возвращение своей церкви. Лишь в июле 1992 г. было утверждено решение городской комиссии о передаче здания Петрикирхе немецкой лютеранской общине. При помощи мэра города Анатолия Собчака все необходимые разрешения были получены, и 31 октября 1992 г., в день Реформации, было совершено первое богослужение, которое провели пасторы общины Франк Лотихиус и Карл Калнинь. В ходе работ по восстановлению храма чаша бассейна была перекрыта, воссозданы алтарная часть и места для прихожан.

В 2016 г. прошла реставрация статуи ангела. Скульптура сильно пострадала от времени и непогоды, так как создана из непрочного песчаника. Специалисты обновили основание и отдельные части фигуры, были удалены инородные материалы, использовавшиеся при более ранних реставрациях. Так, например, ангела избавили от металлических скоб, которыми его укрепили в 1-й половине XX века. Специалисты воссоздали первоначальный материал креста (дуб), обили его медными листами и покрыли золотом. 

Часы.

Для южных фасадов каждой из башен храма часовщик Дитмар и бронзовых дел мастер Тегельштейн создали часы. На одной из них солнечные, на другой — механические. Однако затем часы на башнях были безвозвратно утеряны. 

30 октября 2021 г. копии исторических часов вернулись на место оригинальных механизмов, которые были сняты в 2002 г. во время ремонта. Монтаж часов стал финальной стадией воссоздания исторического облика южного фасада собора. 

На западной башне будут работать солнечные часы. По ним можно будет определять время в хорошую погоду. На восточной же башне установлены привычные часы со стрелками. 

Инициаторами восстановления часов стали члены общины святой Анны и святого Петра, которые озаботились утерей механизмов после ремонта фасада. 

7 июля 2024 г.

Источники: