Рассказы о коллегах. 

Как мы были японцами

      Ах, как бы мне хотелось приравнять свое перо, перу Федора Михайловича и начать записки словами: “В те давние годы служил я по электронному ведомству”. Но, увы, нет для русского человека созвучия в словах «электронное» и «ведомство». Поэтому начну просто:

      В те давние годы я инженерил на Панасонике. Работа была, хоть и напряженная, но интересная и творческая, потому трудились мы с удовольствием. Однако, как и в любой компании, иногда у нас случались авралы. Вот и в тот памятный раз мы получили срочный заказ на проектирование машины, опыта разработки которой у нас не было. Поэтому наш менеджер, простой русский парень Майк (Миша) Абрамович, нашел некую скромную фирму, бравшуюся за проектирование любого оборудование в самые сжатые сроки. Майк позвонил хозяину компании и договорился о встрече с целью ознакомления с их проектными и производственными возможностями на предмет проектирования сложного оборудования. Все было вполне по-деловому. Наша группа экспертов в составе четырех инженеров прибыла на место, внимательно изучила производство, убедилась, что в компании работают неплохие специалисты, заключила с ними договор и довольная вернулась в бронированные стены Панасоника. Правда, нас несколько удивила первоначальная странная реакция босса, да еще судорожный смех некоего сотрудника, явно очень восточно-европейского происхождения, как оказалось вице-президента этой крохотной компании из 6 человек. Вот в общем и все. На этом повествование можно было бы закончить, добавив, что проект они сделали быстро и качественно.

      Однако, как это нередко происходит, на одно и тоже событие бывает два разных взгляда.

      Есть у меня старший брат Саша. Классный инженер и большой умница, но не о нем сейчас речь. Так случилось, что вскоре после описываемых событий, попал он на курсы усовершенствования своей, и без того немыслимо высокой, квалификации. На курсах он познакомился с неким бывшим земляком - Борей К., также инженером-электриком. После общих фраз и обмена биографическими подробностями, Боря спросил: “Волошин Игорь тебе не родственник?” Мой брат с готовностью подтвердил сие неожиданное предположение. И тогда Боря рассказал Саше следующую историю.

      «Работаю я вице-президентом небольшой, только начинающей компании, находящейся в вечном голодном поиске заказов. И вот получает как-то мой босс Джеф, он же хозяин, он же президент, звонок из некой солидной японской фирмы. Человек, с тяжелым, явно японским акцентом, интересуется не могли бы мы сделать срочный проект. Джеф, конечно, с готовностью соглашается. Еще бы! Как можно упустить такой редкий шанс для головокружительного профессионального рывка. Заказ для японцев открывает сразу множество дверей. Достаточно любому потенциальному заказчику сообщить, что мы проектируем для Панасоника, как нас завалят заказами. Многие ли американские компании могут этим похвастаться? Короче говоря, Джеф договаривается с японцем о встрече. Он, не привыкший к таким гостям, срочно бросается изучать правила японского этикета, нанимает японку-гейшу для проведения чайной церемонии, заказывает обед из хорошего японского ресторана и покупает японский флаг, который выставляет в оффисе рядом с американским. В назначенный день и час босс с радостной нервозностью выходит из офиса навстречу заказчикам. Подъезжает японский автомобиль, и из него выходят высокие японские гости, которые тут же достают свои бизнес-карты и представляются: Майк Абрамович, Игорь Волошин, Владимир Лившиц, Виктор Рискин. Джеф приходит в явное замешательство и ошарашенно вертит головой - а где же "высокие" японцы? Я начинаю падать от хохота, мне все сразу становится ясно. Встреча на высшем уровне все же состоялась, но ни о чайной церемонии, ни о японском ресторане, ни о гейше речь уже идти не могла.»

      На этом Боря закончил свой рассказ. Мне же остается только добавить, что к сожалению, речь не могла идти также и о новых заказах, поскольку вскоре началась рецессия, и наш отдел был закрыт навсегда.

      P.S. Честно говоря, в то время мы так привыкли быть немного японцами, что никаких эмоций у нас это не вызывало, однако человеку новому это все же было в диковинку.

 

Декабрь 2012 - Декабрь 2021