Коричневая пуговка

Мое поколение, наверняка, еще помнит бравую детскую песню «Коричневая пуговка». Эта песня, как и многие другие, растила нас настоящими патриотами, бдительными и готовыми встать на стражу Родины под пионерскими знаменами, гордо вскинув ко лбу правую руку в пионерском салюте, и не ее вина, что мы выросли предателями, при первой возможности сбежавшими из Советского Союза, бросив его на произвол судьбы в самый тяжелый и переломный момент, когда оплот социализма рухнул неожиданно для всего мира.

Однако в моей истории речь пойдет о временах достаточно давних, которые от нас отделяет уже более половины столетия. Но для начала позвольте напомнить слова этой в прошлом любимой песни.

«Коричневая пуговка валялась на дороге,

Никто не замечал ее в коричневой пыли.

Но мимо по дороге прошли босые ноги,

Босые, загорелые протопали, прошли.»

Говоря короче - бдительный маленький Алешка наступил на пуговку, поднял, и, расширенными от удивления глазами, увидел надпись не по-русски. Пуговку пацаны сдали пограничникам, которые по ней смогли найти и задержать шпиона, нарушителя границы.

Вы помните эту песню? Возможно, слушая ее, у кого-то из вас, также как и у меня, тоже немного щемило под сердцем от восторга? Мы ее дружно распевали классе в четвертом, гордясь своей социалистической отчизной, немного завидуя бдительному Алешке и мечтая повторить его «подвиг» в полной уверенности, что так поступил бы каждый, ибо 11-12 лет – самый прекрасный возраст для поиска шпионов.

Казалось бы, ну можно ли было верить этой пропагандисткой агитке 30-х годов, каковой по сути была эта песня? Вероятно дедушки и бабушки не верили, но вот наши родители, выросшие в «солнечные» сталинские 30-е годы, в большинстве своем, верили. Верили и мы уже в 60-е, потому что росли правильно воспитанными советскими детьми. А у меня, к тому же, была причина полностью доверять этой песне, ибо и в самом деле были серьезные основания полагать, что враг не дремлет.

Вот вам история моей «коричневой пуговки», хотя я в ней был всего лишь свидетелем, сторонним, хотя и любопытным, наблюдателем.

В 60-е годы меня, как и большинство советских детей, отправляли оздоровляться в пионерский лагерь. Наш лагерь носил гордое имя Героя Советского Союза матроса Евгения Никонова, погибшего в боях за нашу советскую эстонскую родину. А разве кто-то из нас сомневался, что Эстония советская? Лагерь принадлежал Балтийскому флоту, в котором не последнее место занимал мой батенька – начальник топливной службы флота, и располагался он неподалеку от Таллинна на высоком берегу Финского залива.

Наше лето было радостным и безоблачным. Мы активно занимались спортом, ходили в походы, пели у костра пионерские песни и кушали здоровую и калорийную пищу.

Один из наших походов проходил по высокому берегу, вблизи обрыва. Было нас человек 20 мальчиков и девочек. Неожиданно один из пацанов зорким детским взглядом увидел в довольно густых ветвях одного из деревьев метрах в десяти над землей непонятный предмет. Не долго думая, цепляясь за ветки, он вскарабкался на дерево и сбросил вниз какой-то пакет. Мы все подбежали к дереву, кто-то пакет поднял и передал вожатому. Вожатый с удивлением его рассмотрел, однако поначалу, видимо, сомневался открывать ли, но мы так упрашивали, что он решился - развернул клеенчатую обертку и стал вытаскивать содержимое: военный и комсомольский билеты, паспорт, пачку денег, еще какие-то непонятные мне бумаги, которые я не запомнил. После этого вожатый сложил все документы обратно в пакет и сказал, что нам надо вернуться в лагерь. Это была печальная новость - мы только настроились на многочасовой поход по лесу, на лазание по оврагам и на переход речки вброд. Однако делать было нечего и мы повернули обратно.

Больше об этом пакете я ничего не слышал. Да и восприятие детское таково, что ребенок не может думать продолжительное время о чем-то одном, его внимание легко переключить на футбол, костер с печеной картошкой или на страшные ночные истории, рассказанными кем-нибудь дрожащим от страха, из-под одеяла.

Так что, как видите, верить в шпионов у меня основания были, и мне до сих пор интересно чем же все закончилось - нашли ли наши доблестные советские пограничники того шпиона?

Думаю, что нашли...

«Вот так шпион был пойман у самой у границы.

Никто на нашу землю не ступит, не пройдет.

В Алешкиной коллекции та пуговка хранится,

За маленькую пуговку — ему большой почет!»

30 марта 2020