Таракан

За что я люблю туризм?

За возможность доказать себе, что способен преодолевать любые трудности?

Вряд ли. Терпеть не могу трудности.

За горячих и страстных подружек в промокших ночных палатках?

Не думаю. После тяжелого дневного перехода не всегда на них грязных и лохматых обратишь внимание.

За захватывающие виды, открывающиеся с горных вершин, за эффектные грозные водопады, за бескрайнее, усеянное звездами, ночное небо? Вполне возможно, но не настолько, чтобы ради этого переться сотни километров по таежным буреломам или обледеневшим горным тропам.

А может быть за забавные эпизоды, которые приятно вспоминать спустя десятилетия?..

***

Так странно случилось, что после возвращения из армии я остался без туристской группы. Почти весь старый состав растворился на территории Советского Союза по разным неуважительным причинам – кто женился, кто закончил институт и был распределен в какие-то медвежьи углы, кто просто спился и бросил это увлекательное занятие, но в итоге в Киеве почти не осталось знакомых туристов. Тогда весной 1977 года я списался с московскими приятелями, которые в конце июле собирались на Кавказ. Меня знали еще по доармейским походам и без проблем взяли в группу. В последний момент нашего руководителя Фиму Шаца кто-то попросил взять в состав одного старичка 60-и лет. Фима не любил ходить с незнакомыми и непроверенными туристами, тем паче, что возраст группы был между 20 и 25, и для нас поход третьей категории сложным не представлялся, но совсем другое дело для человека пенсионного возраста. Однако отказать приятелю в просьбе Фима не мог и старичка взял в состав. Дедок оказался невысокого росточка, но, несмотря на почтенный возраст, весьма крепким, очень энергичным и любую команду Фимы мчался выполнять первым. За быстроту и шустрость мы прозвали его тараканом. Он радостно отзывался на кликуху, старался всем помочь, так что быстро стал всеобщим любимцем.

Поход прошел вполне удачно, и мы довольные вернулись домой.

Через пару лет я решил на какие-то праздники съездить в Москву, встретиться с приятелями. Остановился у старого друга Вити Масюкова, и в один из вечеров мы собрали ребят, выпили, поговорили, попели старые туристские песни, и тут кто-то вспомнил: «Надо бы Таракана позвать». У Фимы в записной книжке сохранился номер телефона, он позвонил и чисто автоматически попросил к телефону Таракана, поскольку мы уже хорошо выпили, а имени его все равно никто не помнил.Таракан обрадовался, сказал, что поскольку еще на работе, то сейчас подъехать не сможет, но будет рад видеть нас у себя дома часов в 9 вечера. Мы приехали к нему минут за 10 до условленного времени, удивились "шикарному" старому сталинскому дому с вахтером, который, хоть и был предупрежден, но весьма хмуро впустил нас в лифт. Дверь квартиры открыла немолодая дама лет 55, сказала, что ... ну, не помню как его звали, допустим, Иван Иванович скоро будет и ввела в офигенные аппартаменты. Мы - советские комсомольцы, не избалованные роскошью, слегка прибалдели. Через несколько минут дверь открылась и вошёл генерал-лейтенант, герой Советского Союза. У нас отсохли языки. Однако Таракан нам всем искренне обрадовался, засуетился и нашел каждому пару добрых слов, вспомнив все имена. Затем принёс выпивку и закуску, мы расслабились и почувствовали себя совершенно уютно. Просидели мы не очень долго и, когда собрались уходить, кто-то решил извиняться за кликуху, но Таракан его перебил: «Ребята, я так рад, что сходил с вами в поход, это был мой лучший отпуск за много лет. Рядом с вами я просто помолодел».

Больше я Таракана никогда не видел, и даже не помню имени...

29 декабря 2020