Untitled (The Picasso), 1967
Pablo Picasso
Richard J. Daley Plaza
Washington Street between Dearborn and Clark Streets
Немного в мире найдется работ Пикассо доступных публике так, как данная скульптура, расположенная в самом центре Чикаго. Ежедневно тысячи горожан и туристов проходят мимо нее, рассматривают, обсуждают. Ею восхищаются, над ней издеваются, но мало кого она оставляет равнодушным. И так повелось с 15 августа 1967 года, когда мэр города Ричард Дейли (Richard J. Daley) в присутствии многотысячной толпы, дернул белую ленту, спустив синее покрывало и представив публике 50-футовую, 162-тонную скульптуру работы Пикассо, который так никогда Чикаго и не посетил. Грянул Чикагский симфонический оркестр, впервые в своей истории выступивший под открытым небом, и следом прочла свои стихи лауреат Пулицеровской премии поэтесса Гвендолин Брукс. С этого дня скульптура Пикассо, которую никто до сих пор не смог объяснить, стала визитной карточкой города.
Далеко не сразу публика к ней привыкла. Полковник Джек Рейли (Jack Reilly), тогдашний чикагский директор по особым мероприятиям, заметил: «Если это птица или животное, оно должно быть помещено в зоопарк. Если это искусство, то должно быть размещено в Институте искусств». Олдермен 47-го округа Джон Дж. Хуллен утверждал, что такая абстрактная работа «неуместна в Чикаго», и предложил заменить ее памятником бейсболисту Эрни Бэнксу. Зрители называли ее «афганской борзой», «бабуином», «крыльями бабочки» и даже «коровой, показывающей свой язык Чикаго».
Однако было и другое мнение. Исследователь творчества Пикассо Рональд Пенроуз (Sir Roland Penrose) увидел в скульптуре «голову женщины с обилием ниспадающих волос», и далее: «две крылья-подобные формы, коими являются ее волосы, напоминают также хрупкие крылья бабочки или мощный полет орла, в то время как в стержнях, соединяющие их с профилем, слышатся звуки гитары».
Возможно, скульптура изображает женскую голову, над которой Пикассо работал с 1962 года. Ее упрощенные формы, использование промышленных материалов, взаимодействие твердых форм и объемного пространства, а также нарочитая двусмысленность, являются отличительными чертами модернистского искусства.
Скульптура Пикассо появилась в Чикаго стараниями Уильяма Э. Хартманна (William E. Hartmann), одного из руководителей крупнейшей архитектурной компании Skidmore, Owings and Merrill. Он считал, что такому городу как Чикаго, необходимо иметь скульптуру величайшего художника нашего времени. Однако получить согласие Пикассо было непросто. Хартманн вместе с коллегами К. Ф. Мерфи (C. F. Murphy) и Норманом Шлоссманом (Norman Schlossman) отправился к Пикассо на юг Франции, чтобы попытаться убедить «величайшего художника из ныне живущих» спроектировать и построить модель будущей скульптуры. Однако потребовалось еще несколько визитов, чтобы после долгих уговоров получить согласие. 42-дюймовая модель была завершена художником в мае 1965 года. Но теперь возникла новая проблема – необходимо было уговорить мэра города Ричарда Дейли согласиться на установку гигантской скульптуры, а самое главное собрать на нее деньги.
Но наконец необходимые $300 тыс были собраны, благодаря трем фондам: Благотворительному фонду Вудса, фонду Филда штата Иллинойс и фонду Чонси и Мэрион Диринг Маккормик (Woods Charitable Fund, the Field Foundation of Illinois and the Chauncy and Marion Deering McCormick Foundation).
Последний этап был самым ответственным. Компания the American Bridge Division of the U.S. Steel Company in Gary, Indiana по частям изготовила скульптуру, собрала ее в цеху, проверив стыковку всех узлов, после чего разобрала, перевезла в центр Чикаго и установила там, где мы ее теперь и имеем возможность лицезреть, чтобы снова и снова о ней спорить.