Эх, ребята, не та теперь Калифорния, не тот Голливуд. Вот помню когда был я молодым и кучерявым, и летал, в оплаченные Панасоником командировки в Лос Анжелес, по нескольку раз в год, то море было теплее, трава зеленее, солнце не так жарило, и даже от кино можно было получать удовольствие. Я вырывался из промозглых чикагских февральских буден и окунался в комфорт вечного калифорнийского лета, и меньше всего беспокоили расходы и цели командировки. Я об этом писал уже не раз, но снова и снова вспоминаю о тех временах с наслаждением и грустью.
Однако первая поездка в Лос Анжелес случилась за своей собственный счет в июне 1996 года. На наше счастье, двоюродный племянник моей супруги познакомился с девушкой из Калифорнии, и решил на ней жениться. Девушка была умна, очаровательна и почти доктор. Красивый и спортивный молодой дантист, очевидно, представлялся ей хорошей партией. Последующие 30 лет подтвердили правоту выбора обоих молодоженов. Но я не об этом. Я о нас, отправившихся на их свадьбу.
Представителями нашей части семьи выступали: от старшего поколения тесть Александр Наумович и теща Ида Яковлевна, а от среднего поколения - мы с Региной. Младшее поколение представлено не было - в те годы мелюзга в счет не шла.
К поездке я готовился тщательно. Ехать в Калифорнию на 2-3 выходных дня только ради свадьбы, мне казалось глупостью, поэтому изложил членам команды полутора недельный отпускной план. Пятница и половина субботы планировались для встреч и прогулок по городу. Субботний вечер – свадьба, куда ж без нее. Воскресенье – продолжение встреч и прогулок. Ну а далее мы выезжаем в маршрут по Калифорнии. К этому времени я уже столько начитался и наслушался об американских национальных парках – этому уникальному явлению природы, что мне нестерпимо хотелось их увидеть. Никаких возражений я бы не принял даже от самых близкой родни, но возражений не было. Тесть с тещей были людьми сговорчивыми и добрыми, а жена меня поддержала бы в любом случае.
Маршрут был тщательно проработан, гостинницы зарезервированы, и оставался только один неясный вопрос – почему в отелях нет кондиционеров. С этим непроизводственным вопросом я обратился к нашему сэйлсу, который знал о Калифорнии все, но тут он пришел в замешательство и позвонил нашему представителю в Лос Анжелесе. Ответ его удивил: «Да зачем нам кондиционер, тут в любое время года хорошо». Дальше говорить было не о чем, оставалось только ждать встречи с неизведанным.
Несмотря на то, что в Лос Анжелесе мы прежде не бывали, этот город представлялся почти родным, поскольку здесь проживало много друзей, знакомых и родственников, и не удивительно, что пятницу и утро субботы мы провели во встречах, которые были не очень продолжительными и не слишком страстными, поскольку разлука не была долгой, всего 1-3 года.
До субботней свадьбы времени было достаточно, и я предложил прокатиться, на взятом в прокат громоздком Форде, к знаменитой надписи HOLLYWOOD, установленной на высоком склоне.
Я был за рулем и, заглядываясь на окрестности, не слишком обращал внимание на дорожные знаки, но старался не упустить из виду надпись, чтобы не сбиться с дороги. По этой причине, не заметив указателя Privet Road (Частная дорога), я бодро помчался в гору, но, как оказалось, зря. Нет-нет, полиция из кустов не выскочила, и никто по шинам не стрелял, но на каком-то незаметном бугорке на повороте дороги Форд замер, утратив все признаки жизни. Я вышел из машины. На пустой узкой улице было жарко и сиротливо. Вдоль нее тянулись заборы, за которыми виднелись особняки и росло что-то зеленое, но духа человеческого я не почуял. Я открыл капот и заглянул внутрь. Жена и тесть также вышли из горячего железного гроба, и присоединились к моему молчаливому взиранию подкапотного лабиринта. Что делать я не знал. Тесть, опыт вождения которого был намного больше моего, увы, знал только то, что находится в салоне. Происходящее под капотом ему было неведомо.
Я осмотрелся по сторонам и решил, что надо сдаваться на милость местного населения. Позвольте напомнить – год был 1996, мобильные телефоны только появились, и мало кто ими мог похвастаться, так что вариант с вызовом помощи представлялся проблематичным.
Тогда я постучал в ближайший дом, входная дверь которого стояла распахнутой. В проеме показалась молодая парочка, которая услыхав нашу печальную историю, сразу прониклась доверием и сочуствием. Мы втроем вошли в дом и были поражены – на улице зверствовала жара, а в доме двери и окна стояли распахнутыми настежь, и коридоры продувал свежий и легкий сквознячок. В открытую дверь в конце коридора виден был цветущий сад.
От приглашения пройти в гостинную мы отказались, оставшись в прохладной прихожей, и даже не взяли предложенной воды. Я сразу подошел к телефону и начал звонить в прокат машины. Дозвонился быстро. Мне доброжелательно пообещали немедленно прислать такси, чтобы привести назад и вручить другую машину. Однако до прибытия такси мы, по совету хозяев, еще немного задержались в прохладе их дома. Мы не имели возможности осмотреть дом, но разглядели гостинную, в которую был вход из коридора. Центр комнаты занимал рояль, на котором лежала горка нот, а по стеллажам стояли книги и диски, преимущественно с классической музыкой.
Гостеприимные хозяева поинтересовались откуда мы будем. Пришлось вкратце поведать. Их привел в восторг наше рассказ об оставленном Советском Союзе, и особенно то, что Регина была некогда пианисткой. Ее попросили сесть за рояль, и она не подвела, исполнив что-то, кажется, Шопена. Хозяева дома были музыкантами, они оценили исполнение и почувствовали в нас родственные души.
Однако, нам пора было и честь знать, тем более, что такси вот-вот должно было прибыть. Мы вышли на улицу. Жара не спадала. Как я уже сказал выше, дом стоял на повороте дороге, однако под острым углом к нему подходила еще одна улочка снизу. Откуда приедет такси было неясно, но чутье подсказывало мне, что оттуда, откуда мы приехали. Мы спустили вдоль дороги, но чутье меня как всегда подвело. Минут через 15 мы услышали сверху гул мотора, подняли головы и увидели у входа в дом музыкантов такси. У водительской двери уже стояла Ида Яковлевна, и о чем-то энергично разговаривала с таксистом.
«Кажется у мамы в стрессовой ситуации прорезался английский» - сказала Регина. Мы поднялись к машине. Водителем оказался разговорчивый армянин. Первым делом он поинтересовался понравился ли нам Downtown Лос Анжелеса. Мы ответили, что пока не пришлось там побывать. «Ну тогда поедем через центр, посмотрите его». Мы не стали спорить. Центр города впечатление не произвел, и мы не сразу поняли зачем водитель сделал такой громадный крюк, когда до проката было не слишком недалеко. Но из разговора стало ясно, что платят ему по-мильно. Ну что ж, мы его поняли – мы и сами были такими же совками, как и он.
В прокате нам без всяких возражений выдали совершенно новую Тойоту Авалон, класса люкс. Мы поехали на свадьбу и провели там прекрасно время в кругу друзей и многочисленных родственников. В воскресенье продолжили знакомство с Лос Анжелесом, а в понедельник рано утром отправились в вояж по Калифорнии, наслаждаясь ее фантастической природой.
С тех пор прошло почти 30 лет. Мы с Региной изъездили и исходили большую часть национальных парков, но каждый год с нетерпением ждем новых поездок, чтобы снова прикоснуться к природным чудесам нашей страны.