От автора [004-008]

От автора

В начале 1980-х годов коллектив речного порта Георгиу-Деж был на подъеме. Не вызывали тревоги ни производственные дела, ни социальные проблемы, ни перспективы обеспечения порта квалифицированными кадрами, ни их подготовка…

Активную позицию в жизни коллектива занимали профсоюзная и партийная организации. Они регулярно (и надо сказать, очень часто) проводили собрания по различным вопросам — то общепортовые, то цеховые. При проведении этих собраний очень наглядно проявлялась специфика работы речников. То находясь в плавании, то работая в разные смены, они зачастую подолгу не встречались друг с другом. Поэтому на собрания приходили задолго до начала, встретившись, эмоционально общались друг с другом, делились новостями, обсуждали те или иные инициативы администрации…

На этих встречах часто возникали споры о прошлом порта, различных событиях в его истории, о людях, стоявших у истоков создания предприятия, и его развитии. При этом удивляло разнообразие мнений и взглядов, высказываемых на одну и ту же тему. Чем дальше, тем яснее становилось, что своего прошлого никто в порту не знает, и не знает по самой простой причине — официальной, документально подтвержденной истории порта просто не было.

Когда реально возникло предприятие, что было до него, существенные этапы в его становлении — ответов на эти вопросы, как и на многие другие, — не было.

Лично меня, как и многих других, такое состояние с историей предприятия здорово задевало, было как-то неприлично, недостойно, что такой большой дружный коллектив утратил свою прошлую историю. И это подтолкнуло меня к поискам материалов об истории становления порта. Очень быстро стало ясно, что в темпе, с наскоку, в этом вопросе абсолютно ничего не добьешься. И тогда, заручившись поддержкой профсоюзной организации, я занялся серьезными, длительными поисками сведений из прошлого порта. За несколько последующих лет были просмотрены (до самой незначительной бумажки) архивы пристани Лиски, диспетчерского эксплуатационного участка, ремонтно-эксплуатационной базы (РЭБ), технического участка пути… Одновременно пришлось делать многочисленные запросы в управление Волго-Донского речного пароходства, [004] в Баскомфлот, дважды пришлось обращаться в Центральный архив Министерства Речного флота.

При работе над документальной повестью использовались Постановления правительства, приказы наркома и министра Речного флота, начальника Доно-Кубанского и Волго-Донского пароходства, материалы периодической, справочной и научной литературы.

Широко и разносторонне были использованы воспоминания ветеранов-речников. И не только тех, что проживали в Лисках и районе. Пришлось выезжать в Воронеж, Павловск, Александровку-Донскую, Галиевку, Базки.

Наиболее ценные сведения были получены от ветеранов: А.В. Иванова, М.Д. Воронина, Д.Д. Петряева, Я.Ф. Богушева, Н.М. Поляничко, П.Ф. Безклубова, А.Н. Белоусова, П.Е. Бондаренко, А.И. Гребенникова, И.Ф. Крамарева, П.И. Миронова, А.И. Скуратова и некоторых других речников.

Практически полностью были использованы документы из личного архива бывшего начальника пристани Лиски И.И. Иванова.

При общении с ветеранами я лишний раз убедился, что их воспоминания имеют неоценимый вес при воссоздании хода давно минувших событий. Но одновременно я убедился и в том, что специфика человеческой памяти такова, что воспоминания ветерана должны быть подкреплены, продублированы еще каким-либо иным источником. При составлении данной истории порта воспоминания ветеранов использовались широко, но только в том случае, если об одном и том же факте или событии сходились в деталях воспоминания нескольких ветеранов, или были найдены какие-либо письменные источники, соответствующие воспоминаниям ветерана. Такой подход лишь усиливал достоверность восстанавливаемых минувших событий.

Одновременно со сбором материалов к документальной повести осуществлялся и сбор материалов для Комнаты Боевой и Трудовой Славы порта. Ветераны охотно делились имеющимися у них ценными вещами, документами, фотографиями, наградными материалами. Отдельный раздел в Комнате Боевой и Трудовой Славы составили предметы и раритеты, поднятые со дна реки земснарядами порта при гидродобыче речного песка. Это и доисторические окаменелости, каменный топор, разнообразные предметы труда и быта, обитавших на донском берегу людей. Многочисленными находками были представлены ожесточенные [005] бои, полыхавшие длительное время на берегах Дона. (Все экспонаты, собранные в Комнате Боевой и Трудовой Славы, в декабре 1997 года были переданы в фонд Лискинского историко-краеведческого музея, и Комната Боевой и Трудовой Славы в порту прекратила свое существование).

Документальная повесть о порте Лиски была завершена по состоянию на декабрь 1985 года, хотя составлялась она с перспективой ее продолжения по мере дальнейшего развития предприятия и с накоплением необходимой информации за ряд прошедших навигаций. Но жизнь внесла свои коррективы. Началась перестройка. Народное хозяйство страны сумбурно стало переходить от плановой социалистической экономики к неизведанным тропам рыночной экономики.

И речной порт оказался на обочине жизни. Если в условиях плановой экономики порт нашел свою нишу и довольно стабильно развивал свое хозяйство, то в рыночную экономику он явно не вписался. Начался регресс — стремительное развитие предприятия в обратную сторону. И у автора, отдавшего порту 42 года своей трудовой жизни, не нашлось сил, не поднялись руки, и не легло сердце к сбору, систематизации и обработке информации и материалов об агонизирующем предприятии. Ко мне не раз обращались с просьбой продолжить историю Лискинского порта и ветераны-речники и речники, пока продолжающие трудиться в «сжурившемся» коллективе порта. На все подобные просьбы я отвечал категорическим отказом.

Осенью же 2004 года мне довелось заниматься поиском спонсоров, сбором средств для издания книги «Лискиведение». В числе других возможных спонсоров обратился я и к предпринимателю, владельцу мини-пекарни «Волна» Б.Я. Меняйлову. Отмечу, что помощь была оказана в наибольшем объеме и без всяких стенаний, нотаций. Но одновременно Борис Яковлевич обратился ко мне с просьбой возобновить остановленную работу над историей порта и довести ее до логического конца.

По целому ряду причин и обстоятельств отказать в этой просьбе я не был в состоянии, и работа по созданию истории речного порта возобновилась.

Помимо трудно протекавшего непосредственного сбора информации из жизни порта за последние годы, большие коррективы были внесены и в первую часть документальной повести, составленной по декабрь 1985 года. Уточнялись даты, фактура событий, дополнительно вносился [006] новый, выявленный материал, а кое-какая информация, из-за своей незначительности, наоборот, изымалась из текста. И здесь я должен, хотя бы очень коротко, рассказать об инициаторе продолжения работы над историей порта, являющимся, в хорошем смысле слова, «движущей силой» этой работы.

Хотя Борис Яковлевич, в силу обстоятельств, вынужден был уйти из порта, но душой и сердцем он остался патриотом своего предприятия, влюбленным в Дон и во все, что с ним связано. Родился Б. Меняйлов в 1962 году не на берегах Дона, но судьбу свою без особых раздумий связал с ним.

После окончания в 1982 году речного училища города Ростова-на-Дону он прибывает на Верхний Дон и работает на судах порта Георгиу-Деж: 2-м помощником капитана — 2-м помощником механика; 1-м помощником капитана — 1-м помощником механика. В 1987 году он уже сменный капитан-механик, а в 1989 году возглавляет экипаж теплохода «БТМ-519». В 1993 году руководство порта выдвигает его на работу линейным инженером-механиком по флоту, а в 1994 году Борис Яковлевич назначается начальником ремонтно-механических мастерских (РММ) порта.

Рыночная экономика, между тем, все ощутимее и ощутимее вторгалась в нашу жизнь и в 1998 году Б. Меняйлов увлекается идеей, подсказанной ему другом, с которым вместе учились в речном училище, идеей минихлебопечения.

В ноябре 1998 года он берет в аренду здание столовой порта, которое фактически завершило всю деятельность по своему прямому предназначению, и здесь, 20 мая 1999 года, только что родившаяся минипекарня выдала свою первую продукцию. (Уволился Б. Меняйлов из порта в декабре 2000 года).

В апреле 2002 года здание столовой было выкуплено, был проведен капитальный ремонт здания, при ней построены пять боксов для автотранспорта…

А в 2001 году было выкуплено у порта давно отслужившее все сроки полуразрушенное здание бытового корпуса порта, была осуществлена крупномасштабная реконструкция здания бытовки под минипекарню и в апреле 2002 года здесь также начала выпекаться душистая и аппетитная хлебопродукция.

На конец 2004 года в ассортименте мини-пекарни «Волна» более 20 наименований выпекаемой продукции. В коллективе минипекарни работает 60 человек и, в том числе, [007] многие бывшие речники, оказавшиеся не у дел на своем родном предприятии в связи с сокращением объемов перевозок.

Человек нашел свое место в жизни, создал нужное, процветающее предприятие, но при этом в душе навсегда сохранил мечту своей молодости — любовь к реке, к водному транспорту, к людям, посвятившим свои жизни этому трудному и неординарному делу. Одним из проявлений этой любви и стало продолжение работы над созданием истории порта и рождение этой документальной повести.

Декабрь 2004 года

И. Афанасьев [008]