«Чекист»

Пассажирский теплоход «Чекист» (100 л.с.) [до 1942? — 1951]:

3 июля у первого секретаря райкома партии Т.Н. Готовцева созывается экстренное совещание руководителей предприятий и секретарей партийных организаций. На этом совещании заместитель председателя Воронежского Облисполкома Т. Нечепуренко объявляет решение Обкома, Облисполкома, Военного Совета Фронта об эвакуации населения, производственных предприятий, предприятий транспорта и всех организаций города. Устанавливается срок эвакуации три дня.

В соответствии с полученными указаниями демонтируется станочное оборудование мастерских, оборудование [087] узла связи, двигатели электростанции, норийное оборудование и грузится на баржи, туда же загружаются архивы и документация пристани и мастерских. 4 июля на грузопассажирском пароходе «Роза Люксембург» отправляются в Калач-Донской семьи речников.

К вечеру 5 июля в сторону Павловска отправляются баржи с демонтированным оборудованием и весь флот. В Лисках остается теплоход «Чекист», замаскированный ниже паромной переправы, и на нем оперативная группа в составе начальника пристани П.Е. Бондаренко, старшего диспетчера движения Г.И. Чуб, старшего диспетчера погрузработ Е.Ф. Ершова, начальника механизации П.Ф. Безклубова, механика электростанции М.Д. Фомина, а также прокурора участка, зам. начальника передвижения войск Доно-Кубанского бассейна и командира отряда ВОХР. Капитаном т/х «Чекист» был Д.А. Черный, механик — В.В. Буевич.

На следующий день, 6 июля, в 15 часов по железнодорожному мосту и понтонной переправе на левый берег реки переправляются последние воинские части Красной Армии, занимая подготовленную по берегу реки оборону.

К оперативной группе на теплоходе «Чекист» присоединяется механик теплохода «Решающий» И.К. Головащенко. Он прибыл из Коротояка, где под непрерывными бомбежками и артиллерийским обстрелом его теплоход с помощью баржи «Туапсе» обеспечивал до последней возможности перевозки войск через Дон. Только после того, как прямым попаданием авиабомб баржа «Туапсе» была затоплена и поврежден корпус теплохода «Решающий», команда теплохода отвела теплоход в Ивановское колено и затопила его у левого берега.

В 16 часов 6 июля подрываются железнодорожный мост и понтонная переправа (вместе с баржей «Цимла»). Командир воинской части, занявшей оборону в районе пристани, предлагает оперативной группе покинуть пристань. На пристани поджигаются зерновой склад, обе нории.

В гнетущем, подавленном настроении уходила вниз по Дону оперативная группа. Сзади полыхала нефтебаза, горели элеватор и склады продрезерва. На Мельничном бугре вспыхивали разрывы вражеских мин. Прорвавшиеся к дамбе железнодорожного моста фашистские танкетки начали интенсивный пулеметный обстрел города. Черной тучей над железнодорожным узлом висели вражеские [088] самолеты, хотя на станции уже нет ни одного паровоза, ни вагонов.

Со слезами на глазах смотрели речники, как гибло то, что создавалось таким напряженным трудом. Но они знали, что это временно, они верили, что еще вернутся.

По пути «Чекист» останавливается у склада взрывчатых веществ технического участка пути, расположенного на горной стороне ниже хутора Никольский. На теплоход переходят часовые ВOХР; склад, в котором находилось пять тонн аммонала, минируется. Потрясающий взрыв — и склад уничтожен.

На подходе к пристани Духовое обнаруживается у берега баржа «Саратов», грузоподъемностью 1600 тонн. Вследствие плохой управляемости состава, здесь ее оставил пароход «Сталинград». Теплоход «Чекист» берет баржу на буксир. В это время налетает фашистский самолет, сбрасывает на теплоход бомбы. Искусно маневрируя, Д.А. Черный уводит судно от прямого попадания. Все обходится благополучно. Вскоре после проследования состава, через Дон в районе села Нижний Икорец переправляется до батальона фашистских вояк. Это был единственный случай, когда немцам удалось форсировать Верхний Дон в этом районе. Но недолго пришлось «завоевателям» топтать левобережную Лискинскую землю. Вскоре 357-й стрелковый полк разгромил этот батальон, и лишь немногим гитлеровцам удалось унести свои ноги обратно за Дон.

Поздно ночью «Чекист» подходит к пристани Колыбелка. На правом берегу речники замечают скопление разрозненных воинских групп и полевой госпиталь, не могущих переправиться через Дон. Несколько рейсов сделал теплоход, пока не перевез всех людей, затем продолжил путь и вскоре, на подходе к Белогорью, догнал весь флот, ушедший ранее из Лисок. Флот стоял в ожидании пропуска через Белогорьевскую переправу, по которой беспрерывным потоком шли воинские подразделения, боевая техника и по этой причине пропуск флота не осуществлялся. [089]

Село Бабка. Сухогрузная металлическая баржа «Ростов» (1600 тонн). Затоплена с грузом Лискинского узла связи и оборудованием. Буксирный пароход «Сталинград» (350 л.с.). Затоплен на ровный киль. Видна крыша рулевой рубки. Землечерпалка «Донская-9». Затоплена ниже парохода «Сталинград». Лежит на левом борту. Корпус не имеет повреждения. Буксирный пароход «Чапаев» (270 л.с.). Затоплен с креном на правый борт ниже «Донской-9». Видна [096] дымовая труба и крыша рубки. Буксирный пароход «Перекат» (150 л.с.). Затоплен ниже парохода «Чапаев». Видна крыша рубки. Брандвахта №9 и двухдечный дебаркадер №72. Затоплены. Видны крыши надстроек. Пассажирский теплоход «Чекист» (100 л.с.). Затоплен в районе парохода «Перекат». На поверхности ничего не видно. [097]

В августе 1945 года наиболее отличившимся при выполнении заданий по перевозкам были выданы государственные премии, в том числе старшему диспетчеру Г.Т. Антропову, диспетчеру М.М. Метелину, капитану парохода «Перекат» И.М. Волошенко, механику парохода «Перекат» 3. A. Строкову, механику парохода «Роза Люксембург» М.Ф. Мордвинцеву, капитану теплохода «Чекист» Я.И. Санину и механику этого же теплохода В.В. Буевич. Но не только благодарностями и премиями отмечался трудовой подвиг речников. [112]

Не был предъявлен к перевозкам хлеб и в первую половину навигации 1947 года.

Пассажирские перевозки осуществлялись только на линии Лиски — Павловск пароходом «Революция». Из-за необеспечения пассажиропотока перевозочными средствами остро ставится вопрос о переоборудовании буксирного парохода «Роза Люксембург» в пассажирский, а пока он в своем буксирном качестве привлекается к пассажирским перевозкам (25 человек на пароход и 120 человек на баржу-паузок).

Положение усугублялось и тем, что техническое состояние флота было очень на низком уровне.

Тот же пароход «Революция» из-за значительной изношенности и водотечности корпуса имел ограничение пассажировместимости до 100 человек.

Теплоход «Чекист» из-за отсутствия и невозможности изготовления гребного вала использовался на одной машине. [120]

С 1949 года на пассажирские перевозки был переведен теплоход «Чекист», но в 1951 году распоряжением пароходства он был передан на Северский Донец и в 1953 году завершил свою трудовую биографию, вписав славные страницы в историю развития перевозок на Дону, особенно в грозное военное время. [129]

В эти же годы производится ряд кадровых перемещений по ключевым должностям, имеющим влияние на развитие перевозок в верховьях Дона.

В июне 1950 года вместо Д.Д. Петряева, убывшего в ВДТУп, начальником Лискинских СРМ назначается Николай Николаевич Куликов, работавший до этого линейным механиком. [136]

Линейным механиком назначается механик теплохода «Чекист» В.В. Буевич, опытнейший специалист, передавший свой богатейший опыт многим и многим механикам Дона и трудившийся на этом посту вплоть до ухода на пенсию в 1968 году. [137]