Книга 1939 года
Осенью 1939 года в Воронеже была издана книга «Борьба за Воронеж» с подзаголовком «Статьи и очерки к 20-летию освобождения Воронежа от белых банд». Эту книгу можно считать «официальным» изданием, на титульной странице книги особо указано «Под редакцией комиссии обкома ВКП(б)». По жанру книга является сборником произведений разных авторов на разные темы. Для истории Воронежского водохранилища представляет интерес самый последний очерк — «Воронежская область за годы Сталинских пятилеток», в качестве авторов которого указаны «О. Кретова, В. Петров».
Очевидно, в конце исторической книги (другие авторы описывают события 1917-1919 годов) редакторы книги решили перечислить все самые выдающиеся достижения советской власти за 20 лет. Заметное место в этом очерке заняла река Воронеж и проектируемое Воронежское водохранилище, я выделил эти места жирным шрифтом.
Очерк обращает внимание на специфическую воронежскую градостроительную проблему 30-х годов. За годы советской власти на левом берегу было успешно построено и запущено в эксплуатацию несколько предприятий союзного значения. Однако при этом возникла необычная градостроительная проблема: как архитектурно связать левобережные заводские посёлки с правобережным центром города? Возник интересный перекос в градостроительной планировке. Все крупные предприятия союзного значения (ВоГРЭС, завод синтетического каучука, авиационный завод) располагались на левом берегу. А всё городское и областное начальство традиционно сидело на правом берегу. На правом берегу располагалось большинство общественных центров городского уровня: начиная от главного железнодорожного вокзала и заканчивая главным городским парком.
Косвенно власти даже признавали эту перекос, в очерке об этом сказано в форме спора с «троцкистами». Проблему усугубляла воронежская специфика. Хотя высоководные Чернавский мост и Чернавская дамба были построен ещё в 18 веке, для воронежцев левый берег традиционно оставался «степью» и «пригородом». Даже жители Придачи, расположенной на левом берегу у самой Чернавской дамбы, традиционно не считались жителями Воронежа. Хотя в советское время был построен второй Вогрэсовский мост, но из-за плохого состояния городского транспорта связь между берегами была затруднена.
Поэтому в 30-е годы возникла оригинальная архитектурная идея: создание водохранилища как архитектурной оси города, которая символически объединит все части города. «Старая» река Воронеж не подходила на роль оси города, хотя бы из-за своих многочисленных излучин и большой «некультурной» поймы. Некоторые районы города выходили прямо на главное русло «старой» реки, но некоторые районы выходили просто на пойму в километре от русла. Создание водохранилища решало эту проблему: водохранилище получалось относительно прямым и все району города одинаково выходили на берег водохранилища.
Также создание водохранилища хорошо решало проблему «культурного отдыха» в понимании советских чиновников. Пойма «старой» реки Воронеж очень активно использовалась для отдыха, но это был «некультурный отдых». Строить капитальные сооружения в затопляемой пойме было нельзя, определить точный период затопления поймы тоже было нельзя, за-за постоянных колебаний уровня «старой» реки постоянно менялись условия доступа к реке. Все это абсолютно не соответствовало представлениям советских бюрократов о «культурном отдыхе». Создание водохранилища с постоянным уровнем воды идеально решало проблемы бюрократов: условия доступа к водохранилищу получались практически постоянными, а по берегам водохранилища можно было спокойно строить капитальные сооружения и городские парки.
Также проект создания водохранилища предусматривал решение транспортных проблем. Общественный транспорт в довоенном воронеже был настолько слабый, что даже «речные трамваи» могли заметно улучшить работу общественного транспорта. Теоретически, на водохранилище можно было открыть множество маршрутов «речного трамвая» между различными районами города (даже если эти районы выходили на пойму бывшей реки).
Проектировщики не забыли «большой» речной транспорт. Если по «старой» реке до Липецка (который ещё до войны стал важным промышленным городом) ходили только мелкосидящие «катера», то на новом водохранилище обещали организовать движение больших «пароходов». Одного Воронежского водохранилища для этого было недостаточно, явно предусматривался каскад гидроузлов на реке Воронеж.
А вот проблема водоснабжения города в этом очерке даже не упоминается. И это логично, в 30-е годы этой проблемы в Воронеже ещё не было. Да и вообще в городе Воронеж, в отличие от некоторых других советских промышленных центров, никогда не было критических проблем с водоснабжением.
На этой странице размещён только фрагмент текста этого очерка (часть текста со страниц 189-191). Полностью текст очерка с отчётом и другие статьи и очерки этой книги можно посмотреть по ссылкам (при чтении книги онлайн страницам 189-191 соответствуют страницы 211-213):
О. Кретова, В. Петров.
Воронежская область за годы Сталинских пятилеток [183]
… … …
Раньше основным в области было сельское хозяйство.
Теперь — промышленность.
Раньше, вплоть до 1928 года, продукция сельского хозяйства в общем балансе области занимала 71,3 проц., а промышленности — 28,7 проц.
Теперь промышленность занимает 57 проц., сельское хозяйство — 43 проц.
Контрреволюционеры из троцкистского лагеря, разгромленного партией и народом, с пеной у рта пытались доказать, что изменение удельного веса в сторону промышленности произошло в результате того, что товарность сельского хозяйства уменьшилась, а посевные площади и урожаи, по сравнению «с добрым, старым временем», сократились. Они не хотели видеть колхозов-миллионеров, они не замечали автомобилей, появившихся на колхозных полях. Они не хотели признать за реально существующий выросший на левом берегу реки Воронежа Сталинский рабочий район города с населением в 60000 человек…
Большинство жителей Воронежа и области помнит беспредельно уходящую к горизонту бесплодную, [189] высохшую степь, которая начиналась от левого берега реки Воронеж. И вот этой степи нет. Огромные корпуса заводов, многоэтажные дома, асфальт, трамваи, нежная зелень молодых бульваров и шарообразные плафоны с голубоватым светом — вот что видят теперь жители Воронежа на левом берегу реки. Там, где раньше охотились на волков и лис, высятся могучие здания ВОГРЭСа, от которых струится по медным проводам животворящая сила социалистической промышленности,— электрический ток.
А крытые тулупы — Придаченские
Не поют уже этой песни, не смешит она народ! Новые, веселые и удалые, льются песни на улицах городов и поселков, возникших вокруг центров социалистической индустрии Воронежской области.
Прежние грязные пригороды Воронежа слились с улицами города и утеряли свой невзрачный деревенский вид.
Для старого Воронежа были характерны одноэтажные и двухэтажные домики, пожарная каланча в центре города, керосиновые фонари. По главной улице, спотыкаясь о вывороченный булыжник мостовой, захудалые клячи тянули конку.
Стиль нового, советского Воронежа — бетон, асфальт, электричество. Прекрасное выражение этого стиля — площадь Двадцатилетия Октября и возведенное на ней здание Обкома ВКП(б) и Облисполкома с его монументальными объемами, со строгим блеском полированного черного лабрадора, с мраморными колоннами, с барельефом, изображающим освобождение Воронежа красными войсками в 1919 году.
На этой площади будут выстроены новые здания театра и гостиницы.
Кольцовский сквер — «зеленый вестибюль» к площади Двадцатилетия Октября, будет перепланирован: в нем будут посажены новые деревья, установлены скульптуры, выстроены оригинальные павильоны.
В третьей пятилетке город будет иметь свыше полумиллиона жителей. По плану «большого Воронежа» в городе будут прорезаны новые проспекты, выстроены замечательные здания. На левом берегу реки Воронеж будет разбит большой парк культуры и отдыха; тоннелем, проходящим под полотном железной дороги, его соединят с правобережным парком. Вокруг всего города создается лесо-парковая зона — «зеленое кольцо».
Начаты проектировочные и изыскательные работы по [190] шлюзованию реки Воронеж. Для подъема воды в долине реки будут устроены плотина и шлюз. Образуется водоем шириной в 1—2 километра, длиной около 20 километров.
Между Сталинским районом и старым городом будут курсировать речные трамваи; вниз и вверх по реке, мимо Воронежа, Чертовицкого и Липецка, пойдут пароходы.
Если в прошлом гордостью промышленности Воронежской губернии были свечи, колокола и бутурлиновские сапоги с гамашами, то теперь социалистическая промышленность вырабатывает каучук, чугун, трубы, цемент, огнеупоры, запасные части к тракторам и автомобилям. Завод им. Сталина производит два новых типа дизелей, один из которых предназначен для установки на судах; завод им. Коминтерна дает важнейшие пищеперерабатывающие агрегаты; хлебозаводы, маслозаводы, мясозаводы страны в большинстве своем обеспечиваются машинами этого завода, а чугунолитейный цех завода Калинина обслуживает литьем всю машиностроительную промышленность Воронежа. Мартеновским цехом завода освоено литье фасонной стали.
Завод им. Калинина изготовляет сложное кузнечно-прессовое оборудование и оборудование промышленности стройматериалов.
ВОГРЭС вместе с Липецкой ТЭЦ дают 75 000 киловатт-часов электроэнергии, т. е. больше чем Уругвай и Греция вместе взятые. [191]
… … …
Сдано в набор 27/IX-1939 г. Подписано к печати 20/X-1939 г.
[выходные данные]