Сборник 1944 года
В конце 1944 года в сборнике Союза советских архитекторов «Архитектура СССР» (вып. 8 за 1944 год, стр. 3-6) в рубрике «Восстановление городов и поселков» появилась публикация о довоенном и послевоенном генеральном плане города Воронеж. В содержании сборника публикация была названа «Воронеж. Перспективы планировки и восстановления», авторы публикации «Акад. Арх. Л. В. Руднев и арх. И. В. Ткаченко».
Публикация не является идеальным источником информации, не совсем понятен статус авторов и статус опубликованной информации (авторские предложения или утвержденный генеральный план). Но зато публикация содержит множество информации о реке Воронеж и прекрасно передаёт архитектурные идеи того времени (водохранилище как архитектурная ось города и борьба с малярией при помощи водохранилища).
На этой странице размещён только распознанный текст этой публикации. Посмотреть иллюстрации к публикации и другие публикации этого сборника можно по ссылкам:
Восстановление городов и поселков
Воронеж
Перспективы планировки и восстановления
Л. Руднев и И. Ткаченко
Война внесла большие коррективы как в методы планировки освобожденных городов, так и в самое проектирование.
В тех освобожденных городах, где проект планировки был закончен еще до войны, встала задача коренного пересмотра всего проекта в связи с большими разрушениями, произведенными немецкими оккупантами, что вызывало необходимость составления нового проекта (Сталинград) с коренными изменениями в плане города, объеме и составе промышленности, количестве населения и т. д.
Для тех городов, где проекты планировки еще не были закончены, нужно в самом ходе восстановительных работ исправлять планировочные недочеты и ошибки, допущенные в прежней застройке, одновременно разрабатывая перспективный проект планировки города.
Как в том, так и в другом случаях требуется регулятивный план, который сегодня правильно направлял бы застройку и восстановление, не искажая в то же время основной идеи перспективного проекта планировки города.
Воронеж относится к числу городов, сильно пострадавших от оккупации: он разрушен на 90 — 92%; из имевшихся в городе до войны 1300 тысяч м² жилой площади к моменту освобождения города (25 января 1943 года) оставалось около 120 тыс. м²; так же сильно пострадало промышленное и коммунальное хозяйство города.
Город Воронеж, на восстановление которого обращено особое внимание Партии и Правительства, имеет богатое историческое прошлое. Он славен в истории обороны древней Руси, в развитии отечественной промышленности и экономики. Он обладает широкими перспективами развития.
Город основан в марте 1586 года на южной окраине Московского государства для защиты его от набегов крымских татар. Летопись говорит так о его основании: «По государеву цареву всея Руси указу и по приговору бояр князя Феодора Иоановича Мстиславского с товарищи… на Дону на Воронеже, не доезжая до Богатого Затона… велено построить город Воронеж».
В 1695 году Петр Великий учреждает в Воронеже верфь, — колыбель русского флота. В связи с этим возникают постройки из камня прекрасной архитектуры, которые сохранились до нашего времени. Это — Арсенал (б. гауптвахта) на улице Степана Разина с низким портиком, на фронтоне которого [3] помещена арматура из военных доспехов, затем старая петровская верфь на острове, где помещался в последнее время яхт-клуб, шерстяная мойка (б. петровские такелажные мастерские), ныне не существующая, и ряд отдельных особняков.
В конце XVIII века город обогащается такими архитектурными памятниками, как Потемкинский дворец и сохранившиеся до нашего времени одно- и двухэтажные особняки на улицах Софьи Перовской, Сакко и Ванцетти и другие.
Позже, в эпоху ампира, строится ряд интересных зданий, как здание музея (бывш. дом Болдырева), дом духовного училища на проспекте Революции, бывш. дом полицмейстера и лютеранская кирка на улице Карла Маркса, здание филармонии и много частных особняков, среди которых дом поэта Кольцова.
На самом видном месте, на обрыве к реке, обстраивается и разрастается заложенный еще при Петре Митрофаньевский монастырь с его высокой колокольней, в строительстве которой принимал участие Гваренги.
Воронеж развивался и рос на правом берегу, на высоте 50 — 60 метров, довольно круто обрывающемся к реке, живописно изрезанной здесь оврагами и отрогами между ними, представляющими очень выгодные и видные места для построек. Эти отроги были в свое время застроены главным образом церквами, которые и создали силуэт города. Если смотреть на город с левого берега, он представляет живописную картину восточного склона, застроенного по оврагам, главным образом, мелкими одно- и двухэтажными домами, утопающими в садах, где на наиболее выгодных местах равномерно разбросаны по склону белые пятна церквей, а наверху, на плато, расположен центр города с крупной застройкой, над которой господствует силуэт Митрофаньевского монастыря с его семидесятиметровой колокольней.
Воронеж — один из красивейших русских городов — зверски разрушен немецкими вандалами.
Крупнейшие здания города взорваны (здание обкома ВКП(б), университет, вокзал и многие другие) или сильно пострадали от обстрела и сгорели (здания Сельскохозяйственного института, школы, заводы, фабрики, церкви и крупные жилые дома), стоят пустые каменные коробки целыми улицами, целыми кварталами. Из крупных каменных зданий не сохранилось целиком ни одно; есть менее пострадавшие, которые наспех восстановлены для жилья, но таких только десятки. Деревянная застройка в громадном большинстве выгорела, оставив после себя пустынные улицы с торчащими печами и трубами.
Город имел много улиц, обсаженных деревьями, большинство из которых погорело или было спилено и оставлено оккупантами на месте, — из непонятных для культурного человека побуждений.
Расположенный на живописном, изрезанном оврагами берегу, Воронеж обладает всеми данными для того, чтобы быть в ряду красивейших городов Союза. Однако в течение последних довоенных лет не все эти природные возможности были использованы. Так, прекрасные перспективы на заречную часть, на левый берег, открывающиеся с края верхнего плато, на котором расположен центр города, использованы недостаточно. Этот край плато застроен домами, и только в отдельных точках его можно любоваться панорамой реки и левого берега. В городе недостаточно мест для отдыха, многие улицы узки и неудобны, отдельные части города архитектурно плохо решены.
Бурный рост города за последние 20 лет (в 1920 г. — 84 тыс., в 1940 — 340 тыс. жителей) настоятельно требовал разрешения всех этих вопросов в перспективном плане развития города.
Такой проект до войны был составлен местной проектной организацией — воронежским трестом «Облпроект». Проект в свое время в достаточной степени отвечал требованиям градостроительства. Город рассматривался как крупный областной индустриальный центр с населением в 660 тысяч человек. Промышленность развивалась на правом и левом берегах. Предусматривалась реконструкция железнодорожного узла с переносом левобережной магистрали (на Ростов н/Д.) к востоку, на 400 — 500 метров, с развитием на станции Отрожка сортировочной станции. Селитебные территории размещались на левом берегу, между рекой и отнесенной трассой железной дороги (на 220 тыс. чел.), на правом берегу город расширялся на север (по Задонскому шоссе) и запад (по Землянскому шоссе), с расчетом расселения в 430 тыс. чел. Пойма реки [4] затоплялась устройством в первую очередь шлюза; через затопленную пойму проектировались три моста для связи обоих берегов. Промышленность развивалась главным образом на юг, по левому берегу. Архитектурная композиция города строилась по главной оси, которой являлось будущее водное зеркало реки Воронеж.
После освобождения города вопросы восстановления и перспективного развития города встали в ином разрезе; при восстановлении появилась возможность исправить многие недостатки и построить город лучше, чем он был.
В проекте планировки Воронежа, который составляется Академией Архитектуры СССР совместно с воронежским трестом «Облпроект», город существенно меняет свой первоначальный облик. Проект планировки города рассчитывает на расселение 450 тысяч человек: на левом берегу 70 — 80 тыс. чел. и на правом — 350 тыс. чел. Рост города намечается на запад, к реке Дон. Это даст возможность использовать эту реку для нужд города, что не учитывалось раньше. Через затопленную пойму реки оставляются два существующих моста, которые расширяются. Рост промышленных территорий также намечается на запад, к Дону, вдоль железной дороги, что даст возможность четко разделить промышленные и селитебные территории защитными зелеными зонами, не отделяя их в то же время одни от других. Железнодорожный узел реконструируется, причем на левом берегу станция Отрожка развивается, оставаясь на прежнем месте. Трасса железнодорожного пути на Ростов-н/Д. не переносится, а остается там, где она проходит сейчас; на правом берегу станция Воронеж переносится к Улице 9-го января, улучшается путевое хозяйство, товарный двор и т. п.
Большие улучшения вносятся в планировку центра города. По бровке обрыва устраивается бульвар, начинающийся почти от железной дороги (у путепровода) и идущий вдоль главного проспекта Революции к Петровскому скверу. Этот сквер развивается вниз, спускаясь широкими парковыми лестницами и террасами до улицы Сакко и Ванцетти и открывая прекрасные перспективы на левый берег.
Памятник Петру Великому, увезенный оккупантами, восстанавливается и переносится на ось Потемкинского дворца, который раскрывается на проспект путем переделки здания Правления железной дороги Москва — Донбасс. Бульвар от Петровского сквера проходит к спуску Помяловского, здание бывшей почты приспосабливается под кинотеатр. «Сад учителя» является следующим звеном бульвара, — здесь он отходит от проспекта Революции, идет по краю Мясной горы, включая в себя здание музея (Покровская церковь), далее — по бровке к площади бывш. Митрофаньевского монастыря, которая расчищается от развалин. Здесь, на выгоднейшем месте города предполагается воздвигнуть памятник Отечественной войны. Бульвар продолжается и дальше, обходя Стрелецкий лог к улице 20-летия Октября. Городские сады и зеленые массивы увеличиваются также путем устройства в Стрелецком логу большого парка, который здесь будет развиваться постепенно, по мере амортизации мелкой застройки. Существующий парк культуры и отдыха имени Кагановича расширяется, благоустраивается и выводится к реке, где будет организована водная станция, но этот парк недостаточен по своей территории и не разрешает всех вопросов, связанных с отдыхом трудящихся, а потому намечается отвести крупные зеленые массивы выше по реке Воронеж и по левому берегу реки Дон, в районе Подклетного, Семилук и Малышева.
Центральная городская Площадь 20-летия Октября получает новый архитектурный облик: здание Обкома ВКП(б) и Облисполкома предложено строить на месте школы на углу улицы Кирова; против этого здания Кольцовский сквер будет не треугольным, а прямоугольным за счет выравнивания стороны, где в настоящее время находится кино «Спартак»; в этом новом сквере предположено поставить высокий памятник, который будет виден по оси проспекта Революции, тем самым завершая его и ряд других улиц.
Площадь Никитина также проектируется по-новому: она становится прямоугольной путем обработки углов по улицам Пушкинской и Карла Маркса, фасады здания театра и Госбанка переделываются в соответствии с общей архитектурой площади.
Место против спуска Помяловского расширяется в виде полукруглой площади, для чего корпус, так называемый «Десятки», [5] неудачный по своей архитектуре, перерабатывается и превращается в полукруглое здание.
По спуску Помяловского от проспекта вниз будет вести широкая лестница; по несколько смещенной оси этого спуска (ось спуска совмещается с осью моста) предположено построить новый Чернавский мост через затопленную пойму реки, использовав существующую дамбу.
Совершенно изменяет свой облик Вокзальная площадь, сильно увеличиваясь и застраиваясь новым вокзалом, гостиницей и зданиями в четыре этажа.
Перед стадионом «Пищевик» по Студенческой улице развивается разгрузочная площадь.
У слияния двух улиц — Кольцовской и 20-летия Октября — организуется площадь — крупный узел развязки подходящих сюда шести транзитных магистралей.
Промышленные предприятия по возможности выводятся из центра города на новые участки периферии с резервными территориями для расширения. У промышленных площадок развиваются благоустроенные жилые кварталы с одноэтажной и двухэтажной застройкой и с защитными зелеными зонами.
Характер архитектуры этих кварталов и вообще всей застройки периферии города, а также склонов к реке, предполагается легкий, радостный, с большим количеством зелени (тополя, каштаны, фруктовые сады, цветники).
Для строительства предназначаются исключительно местные материалы — кирпич красный и силикатный, известь, черепица и другие. На фоне зелени белые и красные кирпичные коттэджи, перемежающиеся с деревянными домами, создадут нарядный характер застройки этих частей города. Кроме того, широко внедряется блочная застройка кварталов.
Схема планировки и восстановления Воронежа отводит 3000 га селитебных территорий для размещения 2,7 млн. м² жилой площади против 1,3 млн. м2 существовавших до войны. Как резерв, сверх этого для дальнейшего развития города к реке Дон предусматривается еще 1200 — 1300 га территории, которые могут быть использованы под городскую застройку, с размещением дополнительно примерно 1 млн. м² площади. На всей этой жилой площади предположено разместить около 150 тыс. жителей.
Воронежский железнодорожный узел остается почти в неизменном виде. Форпроект планировки исходит из максимального сохранения уже сложившихся элементов железнодорожного узла, за исключением отдельных реконструктивных мероприятий, вызываемых необходимостью развития и реконструкции городской застройки, а также требованиями эксплоатации. К числу последних, в частности, относится вопрос о ликвидации тупикового заезда пассажирских поездов на участке Отрожка - Воронеж I. Для этого на левом берегу проектируется новая пассажирская станция, связанная хорошим внутригородским транспортом с центром города. Таким образом город будет иметь два пассажирских вокзала на разных берегах. Правобережный вокзал, уничтоженный оккупантами, строится заново, и площадь перед ним значительно увеличивается.
Река Воронеж разделяет город на две части и имеет широкую пойму, достигающую местами километра и более ширины. Наличие в центре города значительных заболоченных территорий является серьезной угрозой для санитарного состояния города и здоровья населения. Схема планировки, составленная в 1939 году, учитывала затопление поймы и создание широкого зеркала реки между двумя частями города; это же положение остается и в проекте новой планировки. Затопление должно было произойти при сооружении на р. Дон Коротоякской плотины. Образуемый ею подпор распространяется выше города, создавая необходимые для судоходства глубины, удовлетворяющие и санитарным требованиям.
Коротоякская плотина входила в число сооружений, необходимых для создания водного пути Дон—Ока, но так как создание этого пути не намечалось в ближайшие годы, а заболеваемость малярией в городе все росла, был поставлен вопрос о затоплении поймы у города при помощи специальной плотины местного значения, что и предусматривается в составляемом проекте планировки.
Для того, чтобы дать правильную направленность новой архитектуре Воронежа, следует глубоко изучать сохранившиеся прекрасные исторические памятники и выработать свой, воронежский архитектурный колорит. Для этого широко привлекаются к работе по восстановлению родного города местные архитектурные силы. [6]
План города Воронежа [3]
Воронеж. Потемкинский дворец [4]
Разрушенное здание Обкома ВВП (б) [4]
Воронеж. Разрушенное здание филармонии [5]
Разрушенный дом на Базарной площади [5]
Эскиз памятника Отечественной войны в Вороненке Акад. арх. Л. Руднев [6]
[список иллюстраций к публикации]
… … …
Содержание
Искусство градостроительства 1
Восстановление городов и поселков
Акад. Арх. Л. В. Руднев и арх. И. В. Ткаченко
Воронеж. Перспективы планировки и восстановления 3
В. Каменский
Реконструкция кварталов при их восстановлении 7
… [49]
[фрагмент содержания сборника]
… … …
Сборник «Архитектура СССР» вып. 8 за 1944 год
Подписано к печати 2/XI 1944 г.
Сборник Союза советских архитекторов
Редакция Москва, Гранатный пер., 7
[общие выходные данные сборника]