ЧАСТЬ I РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ
ЧАСТЬ I РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ
РАЗГОВОР С ГОСПОДИНОМ ЯВТУШИНСКИМ
РОДОПЛЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НОВГОРОДЕ
«Новгород тоже был свободным городом живущем по своим законам, близким к магдебурскому праву. Это уже потом, после присоединения к московскому царству он стал таким как все. Так что не надо опускать этот город до родоплеменных отношений. Это город в котором были школы где детей учили писать и считать». Л.Явтушинский
Родоплеменные отношения не являются хулой, они не хуже и не лучше феодальных отношений, рабовладельческих или капиталистических. Социально-экономическая формация это прежде всего доминирующие повседневные отношения. Люди вступающие в эти отношения могут быть культурными и образованными, что не мешает им быть рабовладельцами, помещиками или капиталистами; кушать своих врагов, крушить черепа и крошить им челюсти, при этом верить в бога или богов. Чтобы понимать и классифицировать любое современное и прошлое общество надо понимать в каких экономических отношениях находятся его члены, и прежде всего к средствам производства. Разложение родоплеменных отношений происходит медленно на протяжении нескольких веков, в некоторых случаях - десятков веков. До сих пор некоторые народы Кавказа и Севера живут по родовым законам. Тейпы свидетельствуют о разложении рода, но они промежуточный этап. При этом эти родовые отношения, кроме разложения изнутри, разрушаются внешним воздействием более развитых народов, которые привносят в эти отношения несвойственные традиции и законы. Этнограф С.Артюнов указывает, что на современном Кавказе существуют три уровня закона: “государственный закон, не важно кто его издает - государственная дума или хан аварский; закон шариата; и адат. Все они в известной степени противоречивы, то есть вступают друг с другом в противоречия.” Так же на Севере он обнаружил родовые отношения, когда нашел в хозяйственной книге колхоза, записи от трех женах главы семьи. Оказалось, записи были сделаны, когда братья этого мужчины погибли, и по законам адата он должен взять в жены вдов своих братьев. В свое время Морган, описывая родовые отношения северо-американских ирокезов, указывал именно на такую традицию.
Развитие ремесла, торговли, частного права, присутствуют в родовых обществах, смешиваются с обычаями и традициями, развивают и изменяют эти традиции. Обучение детей в школах или право свободной торговли в союзе с более развитыми народами не является свидетельством отсутствия родоплеменных отношений. Берестяные грамоты того времени указывают нам, что Новгород XIII века был городом свободных и равных в своем праве людей. Такое равное право, даже при имущественном расслоении и уже сложившегося института княжения, было свидетельством выхода этого народа из одного племени или родственных племен, возникших при разрастании рода и его дроблении на племена. Надо заметить, что мы говорим о Новгороде XIII века, когда эти родоплеменные отношения уже уходят в прошлое, уже разрушены частной семьей, князем и его служивыми людьми, но личная свобода все еще свидетельствует о прошлых отношениях, существовавших в роде и племени. У не признаваемого Вами, но являющимся большим авторитетом у маститых историков Ключевского, находим в описаниях XIII века: “Служилыми людьми были бояре и слуги вольные, состоящие на личной службе у князя по уговору с ним. Они признавали власть его над собою, пока ему служили; но каждый мог покинуть князя и перейти на службу к другому.” (...) Таковы же были отношения и черных, т.е. податных людей к удельному князю. Как отношения служилых людей были лично-служебные, так и отношения черных людей были лично-поземельные. Черный человек, городской или сельский, признавал власть князя, платил ему дань, подчинялся его юрисдикции, только пока пользовался его землей, но и он мог перейти в другое княжество, когда находил местные условия пользования землей неудобными, и тогда разрывались все его связи с прежним князем. (...) Лица, свободные люди, не входили юридически в состав этой собственности: свободный человек, служилый или черный, приходил в княжество, служил или работал и уходил, был не политической единицей в составе местного общества, а экономической случайностью в княжестве.” (стр 234-235 В.О.Ключевский Курс русской истории лекция XХ ПИВТ Изд. Альфа-Книга М.2009)
Говоря о XIII веке мы должны понимать, что это век уходящих родовых традиций, завершение родо-племенных отношений, разрушение которых началось несколько веков назад. Разложение рода и становление нового общественного института, как классический пример, каждый раз измененный конкретным историческим условием, можно видеть в истории Афинского рода [1] и в становлении Афинского государства [2]. (стр. 296-316 Ф.Энгельс Происхождение семьи, частной собственности и государства ИПЛ М1983) Для Новгорода этот процесс отражен в лекциях В.О.Ключевского VII, VIII, IX. Здесь же следует указать на следующее: “Мы застаем восточных славян в VII и VIII вв. на походе, в состоянии все усиливающегося общественного разложения. Образовавшийся между ними на Карпатах военный союз распался на составляющие его племена, племена разложились на роды, даже роды начали дробиться на мелкие дворы, или семейные хозяйства, какими эти славяне стали жить на днепровском новоселье.»[3] (стр 97 В.О.Ключевский Курс русской истории лекция IХ ПИВТ Изд. Альфа-Книга М.2009).
Пройдет еще 5-6 веков, прежде чем мы застанем Новгород в том состоянии, в котором он находился в XIII веке. Пройдет еще 2 века прежде чем феодальная власть Москвы начнет подчинять вольный город, через “русский крестовый” поход Иоанна III. Это подчинение завершится ровно через сто лет в таком же “крестовом” походе Иоанна IV Грозного. Можно приводить ссылки и на других историков, которые подтвердят разложившиеся, но все еще существующие в традициях предков, родо-племенные отношения, где вече Новгорода, и свобода его людей и были свидетельствами уходящих обычаев, канун очередного этапа феодальных отношений. Ведь рабовладельческие и феодальные отношения развивались с того самого момента и в Новгороде, когда род и племя переходили на новый способ производства. Но представлять дело так, что мы можем провести четкую границу между старыми и новыми социально-экономическими отношениями, значит противоречить фактам. Всякий новый социально-экономический процесс, основанный на новом уровне разделения труда, на новом уровне экономических отношений и организации экономической жизни людей, очень длителен, и он вбирает в себя и хранит, как генетическую память, все прошлые эпохи и отношения. Новгород Великий определенно был феодальным городом в XIII веке, с традициями ушедшей эпохи, как отражение экономического устройства и добывания людьми того времени средств к существованию. Описанию вольных городов Ключевский посвящает XXII-XXIV лекции, и здесь мы не находим предвзятого отношения к фактам со стороны историка. Как и нет принижения значения исторической роли вольных русских городов с моей стороны.
ИЗ ОРАНЖЕВОЙ ТЕТРАДИ
2010 г
Размышления о новом социализме С.Миронова
Диалектические котлеты и революционные мухи
Неспешный разговор о социализме в социальной сети "Соратники"
Разговор с господином Явтушинским (весьма поучителен для студентов)
заметки на полях
Темы разговора
1)Зарождение русского капитализма
2) Признаки русского капитализма
5) Капитализм петровской эпохи
[1] Афинский род (греческий род)
[3] Здесь Ключевский неверно трактует взаимную связь рода и племени. Не племя основа рода, а наоборот род основа племени. Род гораздо старше племени. Род может состоять из нескольких племен и фратий. В нашем вопросе это не принципиально. Принципиально то, что славянское племя (племена) Новгорода являлись основой его «свободы» в XIII веке.
Не «свобода» гражданского общества присутствовала в Новгороде того времени, а «свобода» сородичей родоплеменного союза. Как мы можем убедиться это две разные свободы. Свободы разного уровня развития. Подменяя понятия многие с восторгом смотрят на древний Новгород, как образец высокого уровня развития русского общества уже в XIII веке, противопоставляя это ложное положение развитию Запада, ушедшего вперед к тому времени.