ЧАСТЬ I РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ
ЧАСТЬ I РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ
РАЗДЕЛ КОНСПЕКТЫ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЧЕРЕЗ ЕЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ
А.Г. Худокормов
[...] В заключение отметим, что понижательная волна, начав- шаяся в конце 1990-х годов, по изложенной ранее логике, должна была не только спровоцировать трудности на правоконсервативном фланге мировой экономической теории, но и вызвать к жизни некое подобие марксистского ренессанса. И действительно, отдаленные признаки оживления интереса к марксизму ныне налицо.
Как сообщает газета «Известия» от 29 января 2010 г., первый том «Капитала» К. Маркса, изданный в Германии в виде аудиокниги, пользуется ныне успехом в университетской среде. По всей Германии создаются марксистские кружки, существующие уже в 34 университетских центрах. К. Маркса штудируют углубленно, надеясь найти ответы, как преодолеть кризис. Главная цель – не мириться с нынешним состоянием мира и искать альтернативу. Один из инициаторов нового издания «Капитала» пишет: «…После начала кризиса все вдруг заговорили о Карле Марксе, причем не только в специализированных журналах по экономике, но и просто среди знакомых. Повсюду только и слышно было – Карл Маркс»[6].
В нашей стране все чаще слышатся протесты против засилья в преподавании западной микро- и макротеории. Множатся попытки воссоздать изучение и преподавание политической экономии на «классической основе». При этом под наследием «классиков» молчаливо подразумевается не наследие Смита и Рикардо, а именно марксизм.
Наряду с академическим интересом заинтересованность в марксизме возрастает и по социальным причинам: население высо- коразвитых стран («золотой миллиард») составляет лишь седьмую часть населения мира. Остальные 6/7 граждан планеты Земля представлены в своем большинстве эксплуатируемыми и обездоленными людьми, чьи устремления плохо вписываются в современный запад- ный мейнстрим экономикс. Неблагополучные слои существуют и в высокоразвитых странах. Однако, по нашему мнению, подлинного ренессанса марксизма, его распространения в тех масштабах, в каких учение К. Маркса было распространено в ХХ в., в текущем столетии ожидать не приходится.
Мы не считаем нужным акцентировать внимание на «ошибках» и «ограниченности» марксистского учения, тем более делать из такого рода критики профессию. Но об одном моменте следует сказать открыто.
Немецкий философ И. Кант считал вопрос о сущности человека основным вопросом философии; представляется, что данный вопрос – наиважнейший для всего обществознания, включая экономическую теорию.
В небольших по объему «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс определял сущность человека как совокупность общественных отношений. Получалось, чтобы изменить природу людей, необхо- димо изменить общественные отношения; или, иначе: меняются общественные отношения – меняется и сущность человека.
Под непосредственным воздействием такого учения в программных установках КПСС появился тезис о воспитании «нового человека». В третьей Программе партии перспектива формирования «новых людей» стала частью триединой задачи по построению коммунизма, наряду с преобразованием производительных сил и общественных отношений.
В профессиональном советском обществознании для данной позиции оппонентов не нашлось. Но они рельефно обнаружились в лучших произведениях литературы. В гениальном романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд прибывает в Москву не для ознакомления с достопримечательностями столицы. Его интересует совсем иное, изменились ли москвичи внутренне, изменились ли люди. Все мы помним, какой эксперимент он при этом поставил и какой ответ получил.
М. Булгаков писал свой роман в условиях, когда согласно официальным оценкам, социализм в СССР победил лишь «в основном». Но и в 1960-е годы на фоне «более зрелых социалистических отношений» в поэзии Б. Окуджавы зазвучал похожий рефрен:
Настоящих людей так немного.
Все вы врете, что век их настал,
Посчитайте и честно, и строго –
Сколько будет на каждый квартал.
Могут сказать – это лирика. Конечно, так. Но талантливая лирика в данном случае весьма точно отражает жизнь.
Если этих примеров недостаточно, вспомним «лихие 1990-е годы». Как быстро на авансцену нашей истории выскочили профессиональные лгуны, бессовестные мздоимцы, хищники-рейдеры и, наконец, самые отпетые уголовники. Как личности они сформировались, причем в массовом масштабе, гораздо раньше, еще в эпоху «реального социализма», а после 1991 г. предстали, так сказать, во всей красе.
Раз это так, а это, несомненно, так, приходится констатировать, что ХХ в. обнаружил явную недостаточность, ошибочность учения К. Маркса о сущности человека.
Наши надежды на формирование альтернативы старым научным теориям мы связываем поэтому с новой научной революцией, которая бы обобщила в рамках экономической науки данные революции в естествознании, связанные с раскрытием в самом нача- ле XXI в. структуры генома человека, вторжением в общественную науку данных психогеномики. Представляется, что основы революции в экономической теории закладываются уже сегодня.[7]
Заметки на полях
[6] Известия. 2010. 29 января. С. 4.
[7] См.: Ольсевич Ю.Я.. Психологические основы экономического поведения. М.: ИНФРА-М, 2009.
Они формировались на основе капиталистических отношений с разложившимися остатками русского феодализма. Реальное бытие формировало реальные отношения, которые реализовались в окончательном переходе к капитализму. Маркс не ошибся. Какие были производственные отношения такими были люди.
разве в советской стране мог человек без "блата" решить вопрос?
художественные произведения не являются доказательством, но...
Вспомните "Афоню", "Гараж", "Мы, нижеподписавшиеся", "Премия", "Энергичные люди" и др. - это и были люди советского убогого переходного капитализма