ЧАСТЬ I РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ
ЧАСТЬ I РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ
РАЗГОВОР С ГОСПОДИНОМ ЯВТУШИНСКИМ
ЗАРОЖДЕНИЕ РУССКОГО КАПИТАЛИЗМА
«Какой-то новогодний бред в лунную ночь. Какая такая буржуазия во времена Ивана Грозного? Капиталистическое производство подразумевает рынок рабочей силы, а какой может быть рынок, если все крестьяне крепостные?»
Л. Явтушинский
Несмотря на то, что Вами делается оговорка относительно «бреда», который определенно характеризует «поиски гуманизма в социализме», все же в той постановке, в какой «бред» используется в вашем первом высказывании, можно предположить, что «бредом» считается зарождение буржуазных отношений и нового сословия в ХVI веке в правление великого князя Василия Иоанновича (Иоанна III) 1505-1533 гг и великого князя Иоанна IV Васильевича (Иоанна IV Грозного) 1533-1584 гг. В дальнейшем я буду приводить всего лишь один-два примера, для подтверждения моих слов в надежде, что Вы самостоятельно найдете еще сотни примеров в научных работах и исторической литературе, не полагаясь на газетные байки и школьные учебники, которые преследуют иную задачу, отличную от задач научного исследования.
Но для начала мы с Вами должны ответить на один простой вопрос: с какого момента обладатель капитала, денежного или ввиде средств производства, становится капиталистом? Оказывается обладание капиталом еще не делает человека капиталистом (подробно глава IV Превращение денег в капитал стр.157-187 Капитал Т1 К.Маркс). Нужны определенные условия, при которых труд работника может приносить доход достаточный, чтобы удовлетворить жизненные потребности самого работника, а заодно и капиталиста. При этом работник должен быть свободным человеком и каждый раз продавать свою рабочую силу, как товар, владельцу капитала (денег или средств производства). При других условиях капитал (собственность, выраженная в деньгах или имуществе) воспроизводит другие отношения отличные от капиталистических: рабовладельческие или феодальные. Существенным моментом зарождения капиталистических отношений служит торговля, то место где только и было возможно возникновение нового сословия в феодальных условиях, даже тогда когда процесс закрепощения набирал силу.
У Ключевского мы находим: «На собор 1566 г. было призвано только столичное купечество, притом лишь высших статей, в числе 75 человек. (...) Но за этим купечеством стоял весь торгово-промышленный мир, как за столичным дворянством стояли уездные дворянские общества. (...) И эта торговая знать тоже несла службу, только в другой сфере управления. Нам уже известно, что такое была верная служба: это целая система финансовых поручений, исполнение которых казна возлагала на земские кассы, не имея пригодных для того приказных органов. (...) Эта служба и поддерживала его связь с местными городскими общинами, из которых оно вербовалось. Ярославский или коломенский капиталист, возведенный в чин московского гостя, коммерции советника, продолжал жить и торговать в своем городе, и правительство возлагало на него ведение важных казенных операций обыкновенно в его же родном краю, с хозяйственным бытом которого он был хорошо знаком по собственным делам. (...) В описанном сложном составе обоих соборов можно различить четыре группы членов: одна представляла собой высшее церковное управление, другая - высшее управление государства, третья состояла из военно-служилых людей, четвертая из людей торгово-промышленных.» (стр 492-493 В.О.Ключевский Курс русской истории лекция XL ПИВТ Изд. Альфа-Книга М.2009) И Уложение Иоаново (Иоана III) и Земские Соборы Ивана Грозного являются отражением изменения экономических социальных условий, отражения изменений в отношениях, как попытки упорядочить эти изменившиеся условия и отношения.
Далее у Карамзина читаем: «В числе тамошних российских всельников были и купцы Строгановы, Яков и Григорий Иоанникиевы, или Аникины, коих отец обогатился заведением соляных варниц на Вычегде и (если верить сказанию иностранцев) первый открыл путь для нашей торговли за хребет гор Уральских. (...) Желая взять деятельные меры для обуздания Сибири, Иоанн призвал упомянутых двух братьев, Якова и Григория, людей умных и знающих все обстоятельства северо-восточного края России; беседовал с ними, одобрил их мысли и дал им жалованные грамоты на пустые места, лежащие вниз по Каме от земли Пермской до реки Сылвы, и берега Чусовой до ее вершины; позволил им ставить там крепости в защиту от сибирских и ногайских хищников, иметь снаряд огнестрельный, пушкарей и войнов на собственном иждивении, принимать к себе всяких людей вольных, не тяглых и не беглых, - ведать и судить их независимо от пермских наместников и тиунов, не возить и не кормить послов, ездящих в Москву из Сибири или в Сибирь из Москвы, - заводить селения, пашни, соляные варницы, - в течение двадцати лет торговать без пошлины и солью и рыбою... (...) Довольные царской мылостию, деятельные и богатые Строгоновы основали в 1558 году близ устья Чусовой городок Кангор (...) , в 1564 году крепость Кергодан на Орловском Волоке, в 1568 и 1570 г.несколько острогов на берегах Чусовой и Сылвы; принимали к себе многих людей, бродяг и бездомников, обещая богатые плоды трудолюбию и добычу смелости, имели свое войско, свою управу... .» (стр.484-485 История государства Российского Н.М.Карамзин И Феникс 1995).
Свободные люди, шли в наем к купцам и промышленникам Строгоновым. и там работали по найму. Даже войско было наемное не из людей служивых. Но развитие этих новых отношений проходило медленно и всякий раз было ограничено феодальными условиями и порядками.
Я хочу надеяться, что Вы уже самостоятельно почитаете и другие научные или исторические труды известных историков или не очень и найдете массу примеров в подтверждение моих слов, что «... еще предстоит понять и усвоить диалектику развития капитализма в российском обществе, когда буржуазия, начав зарождаться еще в правление Ивана Грозного, затем ломая патриархальность в Петровскую эпоху, и мучительно ища выход своей силе через декабристское восстание и последующие революции, все же не сумела стать главенствующим классом общества в начале XX века.»
Новые отношения зарождаются, развиваются задолго до того, когда они станут главенствовать в обществе, задолго до того как их носители выйдут на политическую арену, как социальная сила способная предложить обществу более эффективный способ производства, больше свободы и более справедливое распределение, относительно к прошлой эпохе. А думать, что капитализм возник с четверга на пятницу, а социализм со среды на четверг, значит не понимать историческое движение.
ИЗ ОРАНЖЕВОЙ ТЕТРАДИ
2010 г
Размышления о новом социализме С.Миронова
Диалектические котлеты и революционные мухи
Неспешный разговор о социализме в социальной сети «Соратники»
Разговор с господином Явтушинским (весьма поучителен для студентов)
Заметки на полях
Вернуться в раздел «Русский капитализм» |>|
Диалектика русского капитализма |PDF|
Темы разговора:
1)Зарождение русского капитализма
2) Признаки русского капитализма
5) Капитализм петровской эпохи
«Таким образом, владелец денег лишь в том случае может превратить свои деньги в капитал, если найдет на товарном рынке свободного рабочего, свободного в двояком смысле: в том смысле, что рабочий — свободная личность и располагает своей рабочей силой как товаром и что, с другой стороны, он не имеет для продажи никакого другого товара, гол, как сокол, свободен от всех предметов, необходимых для осуществления своей рабочей силы». Маркс К. Капитал. Т.1, — М.: ИПЛ, 1978. — С.179
«Иначе обстоит дело с капиталом. Исторические условия его существования отнюдь не исчерпываются наличием товарного и денежного обращения. Капитал возникает лишь там, где владелец средств производства и жизненных средств находит на рынке свободного рабочего в качестве продавца своей рабочей силы, и уже одно это историческое условие заключает в себе целую мировую историю. Поэтому капитал с самого своего возникновения возвещает наступление особой эпохи общественного процесса производства». Маркс К. Капитал. Т.1, — М.: ИПЛ, 1978. — С.180-181.