ЧАСТЬ I РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ
ЧАСТЬ I РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ
ЗА ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЛЕТ ДО...
Здесь вопрос о первенстве в определении кризисов перепроизводства, как периодических кризисов присущих определенному уровню развития общества, а именно уровню, на котором покоится капиталистический способ производства.
Возможно и Миль, или кто другой указывали на повторяемость и некую связь, например, между периодичностью и деньгами. Но для Маркса это открытие является одним из кирпичиков в здании его социалистической теории, поэтому он заостряет на этом особое внимание. Утверждение о первенстве Клемента Жюгляра можно поставить под большое сомнение, если прочитать «Манифест», а вслед за ним и другие работы Маркса и Энгельса.
«Кажется кризисы, как болезни, являются одним из условий существования обществ, где господствуют торговля и промышленность. Их можно предвидеть, смягчить, отсрочить до определенного момента, облегчить возобновление экономической деятельности; но отменить их, несмотря на самые различные приемы, до сих пор никому не удавалось».
Клемент Жюгляр (Juglar 1862: VII)
«Эти, казалось бы, давно забытые слова Клемента Жюгляра (Juglar 1862: VII), одного из первых, кто доказал, что экономические кризисы имеют периодический и циклический характер...»
Гринин, Коротаев.
Глобальный кризис в ретроспективе. — 2010 г.
Еще цитата из «Манифеста»:
«Место их заняла свободная конкуренция, с соответствующим ей общественным и политическим строем, с экономическим и политическим господством класса буржуазии. Подобное же движение совершается на наших глазах. Современное буржуазное общество, с его буржуазными отношениями производства и обмена, буржуазными отношениями собственности, создавшее как бы по волшебству столь могущественные средства производства и обмена, походит на волшебника, который не в состоянии более справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями. Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и её господства. Достаточно указать на торговые кризисы, которые, возвращаясь периодически, всё более и более грозно ставят под вопрос существование всего буржуазного общества. Во время торговых кризисов каждый раз уничтожается значительная часть не только изготовленных продуктов, но даже созданных уже производительных сил. Во время кризисов разражается общественная эпидемия, которая всем предшествующим эпохам показалась бы нелепостью, — эпидемия перепроизводства. Общество оказывается вдруг отброшенным назад к состоянию внезапно наступившего варварства, как будто голод, всеобщая опустошительная война лишили его всех жизненных средств; кажется, что промышленность, торговля уничтожены, — и почему? Потому, что общество обладает слишком большой цивилизацией, имеет слишком много жизненных средств, располагает слишком большой промышленностью и торговлей. Производительные силы, находящиеся в его распоряжении, не служат более развитию буржуазных отношений собственности; напротив, они стали непомерно велики для этих отношений, буржуазные отношения задерживают их развитие; и когда производительные силы начинают преодолевать эти преграды, они приводят в расстройство всё буржуазное общество, ставят под угрозу существование буржуазной собственности. Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство».
Манифест коммунистической партии К.Маркс и Ф.Энгельс Лондон февраль 1848 г
заметки на полях
За 14 лет до К.Жюгляра
Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения. Издание второе. Т.4. К.Маркс, Ф.Энгельс Манифест коммунистической партии. — М.: ГИПЛ, 1955. —С.419-460.