ЧАСТЬ I РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ
ЧАСТЬ I РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ
РАЗДЕЛ КОНСПЕКТЫ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
РАЗМЫШЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
“Социализм – это свобода и демократия[1]. Свобода без справедливости – это всегда свобода для немногих. Вне справедливости демократия остается не более чем общим лозунгом. Только там, где реализованы социальные права человека, он получает возможность в полной мере воспользоваться своими политическими правами и свободой в осуществлении своих жизненных планов. Современное общество не может развиваться без процессов самоорганизации людей. В настоящее время наша партия активно разрабатывает законопроект об организации местного самоуправления в городах федерального значения (Москве и Санкт- Петербурге). Цель закона – наделить москвичей и петербуржцев реальными правами, которых сегодня они, к сожалению, лишены[2]. О чем идет речь? Городские самоуправления в обоих городах существуют чисто формально. В подтверждение риторический вопрос: интересовались ли у жителей Петербурга о том, строить или не строить башню «Газпрома»? И в Москве обсуждение генерального плана развития города носило чисто пиаровский характер, а гибель архитектурных памятников стала притчей во языцех. И таких примеров множество.” С.Миронов
Дурной политический лозунг В.Ульянова о “социализме в отдельно взятой стране” новые социалисты, вслед за лидером партии, сузили до “социализма, свободы и демократии в двух городах”. Но оставим на совести буржуазии Санкт-Петербурга и Москвы стремление отвоевать себе политическую свободу, прикрываясь демократией для всех. Свободу для буржуазии, которая по тем или иным причинам лишена или урезана в своих правах другой группой капиталистического класса.
В “размышлениях” интересен другой момент - связки “свободы и справедливости”, а также “демократии и справедливости”. Если краеугольным камнем в основании этой триады лежит справедливость, то необходимо рассмотреть это понятие более пристальнее.
Справедливость - историческая категория, она менялась с нашей историей, с изменениями материальных условий нашего существования и нашими представлениями об устройстве жизни. Вот духовный и нравственный ориентир, который две тысячи лет назад был руководством к действию. Аристотель пишет о справедливости: "И военное искусство можно рассматривать до известной степени как естественное средство для приобретения собственности, ведь искусство охоты есть часть военного искусства: охотиться должно как на диких животных, так и на тех людей, которые, будучи от природы предназначенными к подчинению, не желают подчиняться; такая война по природе своей справедлива."[3]
В Уложении Иоанновом, в начале XVI века, закреплялись справедливые положения о социальном статусе людей русских: “Холоп или раб, с женою и детьми, есть тот, кто дает себя в крепость, кто идет к господину в тиуны..., кто женится на рабе, кто отдан в приданое или отказан по духовному завещанию.”[4]
И в том и другом случае существует справедливость, но свобода попирается этой справедливостью в силу социально-экономического состояния общества, выраженное в укладе жизни, традициях, философских обобщениях и в политических действиях.
Под лозунгом справедливого наказания ослушников Иоан III уничтожил демократию Великого Новгорода. “Самые усердные из друзей Марфиных, - писал Карамзин, - те, которые ненавидели Москву по ревностной любви к вольности отечества, молчанием или языком умеренности хотели заслужить прощение Иоанново.”[5] После похода великого князя 1474 года, “еще Новгород оставался державою народною; но свобода его была уже единственно милостию Иоанна и долженствовала исчезнуть по мановению самодержца. Нет свободы, когда нет силы защищать ее.”[6] Так справедливость сильного возвышается и над свободой, и над демократией. Как впрочем сама справедливость может быть различной по отношению к одному и тому же деянию. Никто не сомневается в справедливости богатства, приобретенного за годы Перестройки нашим бедным рыцарем - Владимиром Путиным[7], но справедливость, свалившегося счастья на его соратников и друзей по цеху, господ Березовского или Абрамовича, под тяжестью общественного мнения, становится не столь абсолютна. Потому что “справедливость есть продукт исторического морально-правового и социально-политического сознания. Это понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека, а также о соответствии между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением.”[8] Никто не сомневается, что у нас еще мало экономической свободы, демократия куцая и убогая, а справедливость капитализма упирается в справедливость социальных классов, но почему самый большой по численности социальный класс вновь и вновь голосует за Председателя и его идеи, как справедливое общественного сознания нашего времени?
В социализме будет демократия, свобода и справедливость, определяемые всего лишь экономическими возможностями каждого человека в отдельности и общества в целом. Три сестры будут в точности следовать за развившимися технологиями в организации производства и организации среды обитания. Наши возможности будут определять наше сознание в вопросе справедливости. Борьба за экономические возможности людей должна лежать в основе социалистического движения, не ограничиваясь Садовым кольцом или Невским проспектом.
- Размышление первое |>|
- Размышление второе |>|
- Размышление третье |>|
- Размышление четвертое |>|
- Размышление пятое |>|
Заметки на полях
ДЕСЯТЬ ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛИЗМА С.МИРОНОВА
Критика «нового социализма», как эклектики буржуазных и социал-демократических взглядов
[1] Социализм по определению более свободное общество, чем буржуазное. В нем нет ограничений не только в экономической инициативе, но и в различных социальных проявлениях и отношения, в том числе и в обмене проявлений культуры. Как можно говорить о свободе и при этом вводить ограничения, тем более на культурный обмен между людьми. Кругом буржуазные рожки. Наверное, своя пропаганда нужна именно классу буржуазии для удержания власти и чтобы всегда иметь под рукой людской ресурс желающий с оружием в руках защищать интересы крупной буржуазии, представляемые нам как общественные интересы. Но дальше больше.
[2] И уже свобода, демократия и самоуправление только для двух городов, вернее для тех буржуа, которые живут в этих городах, но которые противостоят представителям крупной буржуазии, находящейся у власти. Провозгласив справедливость как базис демократии, тут же лишаем этой справедливости всех остальных горожан страны, делая привилегированными только петербуржцев и москвичей. У них, что белая кость и голубая кровь? Социализм, вслед за капитализмом, к счастью, разрушает все касты, сословия и национальности, делая людей свободными от иллюзий, мракобесия и буржуазного невежества, ограниченного Садовым кольцом, Невским проспектом и узким буржуазным взглядом на справедливость.
[3] Аристотель. Политика. Афинская политика. М. Мысль 1997 с.44-53 (п.8)
[4] стр. 589 История государства Российского кн.2 Н.М.Карамзин Из-во Феникс 1995.
[5] стр. 406 История государства Российского кн.2 Н.М.Карамзин Из-во Феникс 1995.
[6] стр. 408 История государства Российского кн.2 Н.М.Карамзин Из-во Феникс 1995.
[7] Пожалуй, кроме Бориса Немцова.
[8] стр 454 Справедливость Философский словарь под ред. И.Т.Фролова ИПЛ М1987